Краткое описание концепции формирования инновационного мышления школьников, дидактических материалов для ее реализации, технологии реализации концепции, итоговых результатов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Краткое описание предлагаемой концепции формирования инновационного мышления школьников, дидактических материалов для ее реализации, технологии реализации концепции, итоговых результатов

Мы презентуем данную работу в виде ответов на типичные вопросы, которые задают нам школьные учителя, руководители образования, родители, коллеги.

1. В чем исходная проблема или чего мы хотим от современной школы?

Гарантия успешности перехода России на инновационный путь развития может быть обеспечена только при одном условии: из школы будут выходить личности, способные, во-первых, к профессиональному самоопределению; во-вторых, обладающие не только определенной суммой знаний, но и способностью использовать их при решении нестандартных задач из разных сфер деятельности; в-третьих, умеющие анализировать проблемы, переводить их в задачи и получать удовольствие от их решения;  в четвертых, обладающие комплексом личностных качеств, свойственных творческим личностям. Жизненный принцип таких личностей  соответствует девизу: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть этот мир прогнется под нас!»

2. Чем нас сегодня не устраивает выпускник школы?

Авторы исследования уже более тридцати лет работают со студентами первого курса, обучающимися в разных вузах и на разных специальностях. Кроме того, у авторов имеется большой опыт работы со школьниками и учителями школ по обучению их основам Теории Решении Изобретательских Задач (ТРИЗ). В результате анализа закономерностей были выявлены следующие «болевые» точки сегодняшних выпускников школ:

1.  отсутствие навыков постановки и решения творческих задач;

2.  неосознанный выбор будущей профессии;

3.  несформированность  или отсутствие качеств творческой личности;

Нами показано, что каждая из этих проблем может быть решена в рамках  ТРИЗ-педагогики.

3. Почему мы используем в работе термин «инновационное мышление», а не «творческое мышление»?

Инновационное мышление проявляется при решении задач с четко определенными ресурсами. Например, в задаче может существовать четкое ограничение на такие ресурсы как финансовые, экологические, энергетические и т.п.  Если «творческое мышление» рассматривает все возможные варианты решений, то «инновационное мышление» предполагает анализ только тех решений, которые реально возможны в той или иной ситуации. Такой подход четко согласуется с нашим пониманием инновации: инновация = идея + внедрение.

4. Что такое ТРИЗ-педагогика

80-е годы прошлого столетия запомнятся педагогам расцветом новаторского движения. Имена В.Шаталова, Ш.Амонашвили, С.Лысенковой, В.Палтышева и др. не сходили со страниц педагогической прессы. Новый педагогический подход получил название педагогики сотрудничества. Её основная суть заключалась в том, что педагог знает, что и как надо делать, но при этом предоставляет полную свободу ученику в поиске решения, лишь направляя его в необходимые моменты.

Один из авторов настоящей работы (профессор Теребило Г.И.) длительное время искал ответ на вопрос: «Почему новаторское движение, при всей своей привлекательности тихо-мирно, само-собой сошло на нет?». По его глубокому убеждению основная причина заключена в том, что предлагаемые новаторами технологии носили большой отпечаток личностных особенностей педагога. Т.е., чтобы эффективно работать «по Шаталову», надо быть Шаталовым, с его исключительной работоспособностью, полной

Похожие материалы

Информация о работе