Игра «Да-нет» как средство обучения старших дошкольников анализу литературных произведений, страница 7

Организация

Содержание

1.  Дети вокруг воспитателя

(5 минут)

-  Какие жанры литературных произведений вы знаете? (сказка: русская народная, зарубежная, авторская; повесть, былина, миф, поэма, роман, рассказ, стихотворение, басня, баллада).

Беседа об отличиях жанров литературных произведений.

2. Игра «Назови героя». Дети стоят в кругу. Можно использовать любой предмет для передачи из рук в руки. (10 минут).

-  Напоминаю правило игры: называю характер героя, а вы называете героя, характер которых подходит под это определение:

Доверчивый,

Смекалистый,

Капризный,

Жадный,

Трудолюбивый,

Умный.

3. Игра в рифмы. Дети сидят на стульчиках. (5 минут)

-  Что такое рифма?

-  Книжка – кочерыжка – воробьишка – мартышка…

-  Золотой – молодой – удалой - …

-  Лягушка – мушка – зверюшка - …

-  Кошка – дорожка – мошка – блошка - …

-  Пропал – попал – давал – зевал -…

-  Снежинка – корзинка - …

-  Петь – гореть   - мутнеть - …

-  Палка – мочалка – галка - …

-  Ручка – жучка – везучка -…

4. Игра «Комплименты» (1 этап).

-  Какие хорошие дела вы можете  совершить?

-  А в детском саду?

-  Итак, это все ваши добрые дела, за это можно похвалить.

-  Какие сегодня вы добрые дела вы сделали?

-  Как одним словом можно назвать такого человека? (помощник, придумщик - придумал новую игрушку, трудолюбивый и т.д.)

5. Педагог на доске рисует ступеньки одна из которых с решеткой.

-  Я расскажу вам историю: возвращалась я однажды домой. Когда стала доставать ключ из кармана, он упал под решетку. Расстояние от решетки до пола соответствует росту ребенка 6 лет. Решетку можно открыть, отверстие, которое она закрывает узкое. Как достать ключ?

Решение проблемной ситуации. Дети предлагают различные варианты: ребенок пролезет и достанет ключ.

А было так: один мальчик вызвался мне помочь. Как можно сказать об этом мальчике (придумщик, смекалистый, сообразительный, добрый, умный, помощник и т.д.)

Игра – занятие № 2               

                Проведено: 20.10.99г.

Цель:

- продолжать развивать умения объяснять некоторые характеристики и подбирать персонажей из различных литературных произведений,

-  упражнять в подборе противоположных характеристик (игра «скажи наоборот»),

-  формировать умение отгадывать код лит. произведения (с помощью игры «Да-нет») и уточнять смысл его с помощью 5-ти составляющих: действие героя, цель, характер, результат, мораль,

-  учить кодировать литературное произведение самостоятельно.

Ход:

Организация

Содержание

1. Разминка. Дети вокруг воспитателя. Используется мяч. (5минут).

Игра «Скажи наоборот».

- Грустный – веселый; сильныйй – слабый; добрый – злой; смелый – трусливый; скромный – хвастливый; трудолюбивый – ленивый, красивый – уродливый; жадный – щедрый; глупый – умный; заботливый невнимательный; жестокий – великодушный, мягкий; приятный – отвратительный.

1.1. Дети сидят на стульчиках.

Беседа:

-  Что значит быть трудолюбивым – назовите литературных героев о которых так можно сказать?

-  Что значит быть справедливым?

-  Назовите литературных героев, о которых можно сказать, что он «справедливый»?

-  А про вас можно сказать, что вы справедливые?

-  А трудолюбивые?

2.Дети на стульчиках. Загадалка по басне И.А. Крылова «Лисица и ворона»

Она была добрая, поэтому кто-то полакомился.

Загадалки от детей:

Она кого-то послушала, поэтому открыла рот.

Она что-то открыла, поэтому осталась голодная.

Она была очень льстивая, поэтому кто-то каркнул

Она слушала хвалебные песни, поэтому открыла рот.

Таблица анализа литературных героев.

Басня «Ворона и лисица»

В О Р О Н А

Басня «Ворона м лисица»                Л И С И Ц А

Басня «Лисица и виноград»

Л И С И Ц А

Действие

Собралась позавтракать,забралась на дерево, слушала хвалебные речи, держала сыр во рту.

Расхваливала, уговаривала. Льстила, красиво говорила.

Доставала виноград

Цель

Позавтракать

Чтобы сыр достался лисе

Достать виноград, наесться.

Характер

Слабая, тщеславная,

Льстивая. Хитрая. Сообразительная, смекалистая, целеустремленная

Голодная, самонадееная,

результат

Нет

да

Нет

Мораль (пожелание)

Лесть гнусна, вредна (автор)

Надо быть более целеустремленной