http://anyr.at.tut.by
Набрано по конспекту лекции Сироткина А.А.
= ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ =
____________________________
1 СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
К-ра - исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и
способностей человека, выраженный в типах и формах организации людей, а также в
созданных ими духовных и материальных ценностях.
Функции культуры:
1. приспособительная;
2. познавательная;
3. информативная;
4. коммуникативная;
5. регулятивная;
6. оценочная;
7. разграничительная;
8. социальная.
2 КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ РАЕЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
К-ра в художественном смысле проявляется через искусство, которое включает:
1. ЛИТЕРАТУРА - произведения письменности, имеющие общественное значение. Лит.
бывает художественной, научной и эпистолярной.
2. АРХИТЕКТУРА - ис-во проектировать и строит сооружения, а также сооружения,
создающие материально-организационную сферу для жизни и деятельности чел.
3. СКУЛЬПТУРА - вид изобразительного ис-ва, произведения которого имеют объемную
трехмерную форму и выполнены из твердых или пластических материалов. Различаю:
круглую (статуя, бюст, рельеф) и станковую. Ск. включает в себя виды убранства
арх. соору жений (атланты, кариотиы, фронтонные).
4. ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного ис-ва, произведения которого созданы с
помощью красок, наносимых на поверхность. Жанры: историч, батальная, бытовая,
пейзажная и т.д. Различают: манументально-декоративную, станковую,
декорационную, икон опись, панораму и диораму.
5. ГРАФИКА - вид изобразительного ис-ва, включающий рисунок и печатное
художественное произведение, основанное на ис-ве рисунка. Различают: станковая
(рисунок, эстами, лубок), прикладная (марки, экслибрисы), плакатная.
6. МУЗЫКА - вид ис-ва, отражающий действительность в звуковых художественных
образах. Различают: вокальную, инструментальную и вокально-инструментальную.
Жанры: опера, песня, танец, марш, соната и т.д.
7. ТЕАТР - род ис-ва, специфическим средством выражения которого является
сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
8. КИНО - род ис-ва, произведения которого основаны на киносъемке реальных
событий.
9. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИС-ВО - создание худ. произведений, имеющих
практическое назначение. Все виды и роды ис-ва имеют свою средства и способы
выражения.
3 КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
Культурология - наука о сущности, формировании, развитии и способах постижения
культуры. Основоположники: Викко (1668-1774), Гердер (1744-1803), Гегель
(1770-1831). К. комплексная наука (антропология, психология, демография,
семиотика, философия, социоло гия и т.д.), но опирается она прежде всего на
философию. Ее источником является история. Метод к. - это единство
внерационального понимания и рационального объяснения. Внерациональное понимание
заключается в целостной интуитивно-смысловой причастности су бъекта к
исследуемому явлению. В к. первичное понимание предшествует объяснению. Задача
к. - осуществление диалога к-р, входе которого мы приобщаемся к другим
культурам, смысловым мирам, но не растворяемся в них.
4 ОБЩЕСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
1. ГЕРДЕР (1744-1803) К-ра - результат космогенеза и геогенеза. Язык является
предпосылкой развития и связующим звеном между культурами. Гердер признает
самобытность культур, их своеобразие и равноценность.
2. КАНТ (1721-1804) К-ра дана человеку Богом, и она - это то единственное, что
отличает его от животного. В основе к-ры лежит категорический императив, т.е.
внутреннее повеление добру. Нравственным может быть только свободный человек.
3. ГЕГЕЛЬ (1770-1831) К-ра - это реализация мирового духа. Этот дух преследует
свои всеобщие цели, которые нельзя объяснить как совокупность замыслов отдельных
людей. Каждая конкретная историческая к-ра - лишь ступенька в саморазвитии
мирового духа. Симв олическое воплощение мирового духа - к-ра, объективное -
государство.
4. ТОЙНБИ (1889-1975) Развитие культуры возможно в результате духовного развития
совершенствовании религии, которая должна стать общечеловеческой. Он создал
теория "вызов-ответ", которая объясняет развитие общества. Т. делит все общество
на творче ское большинство и пассивное меньшинство, идущее за меньшинством.
5. ШВЕЙЦЕР (1885-1965) В своей доктрине "Благоговение перед жизнью" он определил
сердцевину культуры - безграничную ответственность человека за все живое. А
материальные достижения - еще не культура, а лишь ее оболочка.
5 НАТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
1. ФРЕЙД (1856-1939) Половой инстинкт (либидо) находит свое выражение не столько
в половом акте, сколько в культурном творчестве. Переключаемая энергия
увеличивается путем сублимации. Из этого следует, что культура строится на
отказе от влечений и ее главная предпосылка неудовлетворенность. Однако избыток
запретов и ограничений приводят к агрессии, заболеваниям и самоубийствам.
2. ЮНГ (1875-1961) Разработал теорию коллективного бессознательного. К.б. - это
своего рода осадок от первичного душевного опыта человека. Оно имеет культурное
происхождение и не передается биологическим путем. К.б. состоит из архетипов.
Это не образ, а некоторое фундаментальное переживание, которое лишено какой-либо
предметности, это первосмысл. На архетипах построена вся психика человека. Ю.
считал, "нельзя укротить демонов в душе, но их можно приручить". Религия (Бог)
является уравновешивающим фактором в душе человека, поскольку сам человек не
может объяснить все. В результате развития цивилизации, религия потеряла свои
позиции и равновесие нарушилось, что привело к массовым эпидемиям.
3. ВЕРНАДСКИЙ (1863-1945) Разработал учение о Ноосфере. Он считал, что человек
представляет собой особый тип энергии, который связан с его умственной
деятельностью. В процессе развития человек стал самостоятельным геологическим и
биологическим фактором, который воплощается в сфере разума.
6 СОЦИООГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
1. ЭЛИОТ (1888-1965) Всеобщая стандартизация и узко материальный подход к жизни
ведут к подавлению в человеке творческого начала. Э. делил об-во на элиту и
непосвященную массу. Элита могла быть только из привилегированного слоя.
2. ХОСЕ АРТЕГО ДЕ ГАССЕТ (1889-1955) Делит об-во на народ и элиту. Народ - это
масса, являющаяся костной материей исторического процесса. Элита - одаренное
меньшинство, обреченно на противостояние с большинством. Все беды Европы от
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.