Составлялись примитивные карты. Бальзамирование способствовало развитию
медицины.Для письменности др. е. хар-на анонимность. Жанры: сказки, гимны,
молитвы, лирика, басни и т.д. Сложилась богатая магическая литература (Книга
мертвых).
30 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. космологичность. Космос есть мировое целое пртичвостоящее хаосу своей
упорядоченностью. В основе всего гармония, красота и мера. Красота -
соразмеренность, ограниченность, определенность и единство во мнообразии. Мера
есть исходный принцип развития всего сущего. В др. Г. развилось понятие
калогатия - совокупность красоты душевной и телесной.
2. рациональность выражалась в науке
3. антропоцентризм
4. состязательность (776 - первые Олимпийские игры).
31 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. КРИТОМЕКЕНСКИЙ (3-2 тыс. л. до н.э.) Жизнь сконцентрирована в городах Тиринф,
Мекены, Пилос. Этот период хар-ся расцветом всех видов изобразительного ис-ва.
На крите был построен огромные дворец с беспорядочной планировкой. Художники
крита занли 5 красок: ч, б, г, ж, к.
2. ГОМЕРОВСКИЙ (11 - 9 в. л. до н.э.) Это время упадка изобразительного ис-ва.
Он связан с деятельностью Гомера.
3. АРХАИЧЕСКИЙ (8 -6 в. л. до н.э.) Время бурного развития ис-ва (Эсхил
"Прометей прикованный", Сафо) и науки (Фалес, Анаксиандр, Пифагор). Важную роль
играли ИГРЫ (Оимпийские, Пифийские, в Дельфах).
4. КЛАССИЧЕСКИЙ (5-4 в. л. до н.э.) Это время расцвета к-ры. Демокрит ввел в
науку понятие атома. Философы: Аристотель, Платон, Сократ. Появился театр, что
подтолкнуло развитие драматургии (Софокл "Царь Эдип"). В 5 в. стали большое
значение уделять музыке. Скульптура и архитектура: Мирон (Дискобол), Фидий
(Афинский Акрополь).
5. ЭЛИНИСТИЧЕСКИЙ (4 - 1 в. л. до н.э.) сохраняются традиции прошлого.
32 РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
ХАОС
│
┌───┴────┐
ТАРТАР ГЕЯ
(подземное (земля)
царство) │
└───┬───┐
│ УРАН
│ (небо)
ТИТАНЫ
(КРОНАС - время)
┌───────────┬───────────┐
АИД ПОСЕЙДОН ЗЕВС ──── ГЕРА
(подземное (море) (громо- (небо)
царство) вержец)
АПОЛОН - бог ситад, гродов и ис-в
АРТЕМИДА - богиня охоты
АФИНА - богиня законной войны и мудрости
АРЕС - бого войны ради войны
АФРОДИТА - богиня любви и красоты
ГЕФЕСТ - бог огня и кузнечного дела
ГЕРМЕС - вестник богов, покровитель торговли
ДИАМЕТРА - богиня земледелия
ГЕСТИЯ - покровительница домашнего очага
ДИОНИС - бог сил природы и виноделия
В 6 в. появляются новые формы религиозности (тайные культы) - мистерии (Культ
Диониса - Вакха), этот кризис позже усугубляется и приводит к появлению
христьянства
33 КУЛЬТУРА ДР. РИМА
34 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (5-10 вв.) - это время после падения Рима (476). Варвары
восприняли от римлян христьянство. В 800 г. Карл Великий коронован как Император
всей Западной Европы. Позднее го-во франков распалось. Наступил период
междуусобных войн.
КЛАССИЧЕСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (10-14 вв.). В Европе наступает стабильность. Это
время крестовых походов. 1099 была захвачена Святая Земля, в 1291 ее потеряли.
Это период подъема Зап. Европы. Развивается Романский стиль и схоластика.
ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (14-15 вв.). Расцвету Европы помешала столетняя война и
многочисленные эпидемии (особо страшная - 2-я 1346-1348). Но города
возраждались.
35 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Основное направление развития культуры - архитектура.
ПРОРОМАНСКИЙ СТИЛЬ (5-10 вв.) включал постройки на римский манер - круглые или
многоугольные церкви: Сан-Вителло (Ровена), Монте-Касино (о-в Рахинау).
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (10-12 вв.) - каменные арочные и массивные поддерживающие
конструкции. Была развита мозайка (собор св. Марка в Венеции) и обработка
металлов.
ГОТИКА (12-15 вв.) возникла во Франции в 1140. Осн. особенность - ребристые
своды. Соборы: Нотер Дам де Парис, Сагта Мария дель Фьёра. В готических соборах
довольно распространены статую святых, инокда в виде колон, чаще свободносто
ящие.
В 11 в. Гвидо де Арецо создал нотное письмо. Светская музыка была представлена
песнями и балладами труболуов (Бернар Бертадор). С 14 века музыка стала
полифонической. Театр развивался через церковь.
36 НАУКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. РОЛЬ ЦЕРКВИ
Поссле падения Рима церковь в течение целых 10-ти веков являлась единственным
социальным и политическим институтом. Христьянсво предлагало человеку стройную
систему знаний. Но сами священники в большем числе не были образованными. Это
положение изменилось только к концу 15 века.
Огромные пласт античной культуры выбросить из истории нельзя, поэтому церковь
была вынуждена соперничать с культурой античности. Решением этой проблемы
занимались Августин Блаженный (абсолютное знание не постижимо для человека,
можно лишь получить относительное, знание лежит в глубине своего духа, а не вне
его) и Фома Аквинский (наука идет от частного к общему, а религия - наоборот).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.