Сущность культуры. Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Культурология как наука, страница 6

Составлялись   примитивные   карты.   Бальзамирование   способствовало  развитию

медицины.Для  письменности  др.  е.  хар-на  анонимность.  Жанры: сказки, гимны,

молитвы,  лирика,  басни  и  т.д. Сложилась богатая магическая литература (Книга

мертвых).

                          30 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.  космологичность.  Космос  есть  мировое  целое  пртичвостоящее  хаосу  своей

упорядоченностью.   В   основе   всего  гармония,  красота  и  мера.  Красота  -

соразмеренность,  ограниченность,  определенность и единство во мнообразии. Мера

есть  исходный  принцип  развития  всего  сущего.  В  др.  Г.  развилось понятие

калогатия - совокупность красоты душевной и телесной.

2. рациональность выражалась в науке

3. антропоцентризм

4. состязательность (776 - первые Олимпийские игры).

                  31 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. КРИТОМЕКЕНСКИЙ (3-2 тыс. л. до н.э.) Жизнь сконцентрирована в городах Тиринф,

Мекены,  Пилос.  Этот период хар-ся расцветом всех видов изобразительного ис-ва.

На  крите  был  построен  огромные дворец с беспорядочной планировкой. Художники

крита занли 5 красок: ч, б, г, ж, к.

2.  ГОМЕРОВСКИЙ  (11 - 9 в. л. до н.э.) Это время упадка изобразительного ис-ва.

Он связан с деятельностью Гомера.

3.  АРХАИЧЕСКИЙ  (8  -6  в.  л.  до  н.э.)  Время  бурного развития ис-ва (Эсхил

"Прометей  прикованный", Сафо) и науки (Фалес, Анаксиандр, Пифагор). Важную роль

играли ИГРЫ (Оимпийские, Пифийские, в Дельфах).

4.  КЛАССИЧЕСКИЙ  (5-4  в.  л. до н.э.) Это время расцвета к-ры. Демокрит ввел в

науку  понятие  атома. Философы: Аристотель, Платон, Сократ. Появился театр, что

подтолкнуло  развитие  драматургии  (Софокл  "Царь  Эдип"). В 5 в. стали большое

значение  уделять  музыке.  Скульптура  и  архитектура:  Мирон (Дискобол), Фидий

(Афинский Акрополь).

5. ЭЛИНИСТИЧЕСКИЙ (4 - 1 в. л. до н.э.) сохраняются традиции прошлого.

               32 РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

               ХАОС                                     

                │                                            

      ┌───┴────┐                             

    ТАРТАР     ГЕЯ                                 

 (подземное  (земля)                             

  царство)           │                                  

                            └───┬───┐                      

                                │  УРАН                            

                                │ (небо)                   

                              ТИТАНЫ                              

                   (КРОНАС - время)            

        ┌───────────┬───────────┐                           

       АИД            ПОСЕЙДОН          ЗЕВС ──── ГЕРА  

    (подземное   (море)       (громо-   (небо)          

     царство)                 вержец)                

АПОЛОН - бог ситад, гродов и ис-в

АРТЕМИДА - богиня охоты

АФИНА - богиня законной войны и мудрости

АРЕС - бого войны ради войны

АФРОДИТА - богиня любви и красоты

ГЕФЕСТ - бог огня и кузнечного дела

ГЕРМЕС - вестник богов, покровитель торговли

ДИАМЕТРА - богиня земледелия

ГЕСТИЯ - покровительница домашнего очага

ДИОНИС - бог сил природы и виноделия

В  6  в.  появляются новые формы религиозности (тайные культы) - мистерии (Культ

Диониса  -  Вакха),  этот  кризис  позже  усугубляется  и  приводит  к  появлению

христьянства

                                          33 КУЛЬТУРА ДР. РИМА

                         34 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

РАННЕЕ  СРЕДНЕВЕКОВЬЕ  (5-10  вв.) - это время после падения Рима (476). Варвары

восприняли от римлян христьянство. В 800 г. Карл Великий коронован как Император

всей   Западной   Европы.  Позднее  го-во  франков  распалось.  Наступил  период

междуусобных войн.

КЛАССИЧЕСКОЕ  СРЕДНЕВЕКОВЬЕ  (10-14  вв.).  В Европе наступает стабильность. Это

время  крестовых  походов. 1099 была захвачена Святая Земля, в 1291 ее потеряли.

Это период подъема Зап. Европы. Развивается Романский стиль и схоластика.

ПОЗДНЕЕ  СРЕДНЕВЕКОВЬЕ  (14-15  вв.). Расцвету Европы помешала столетняя война и

многочисленные   эпидемии   (особо   страшная   -   2-я  1346-1348).  Но  города

возраждались.

                            35 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Основное направление развития культуры - архитектура.

ПРОРОМАНСКИЙ  СТИЛЬ  (5-10 вв.) включал постройки на римский манер - круглые или

многоугольные церкви: Сан-Вителло (Ровена), Монте-Касино (о-в Рахинау).

РОМАНСКИЙ  СТИЛЬ  (10-12  вв.)  -  каменные  арочные  и массивные поддерживающие

конструкции.  Была  развита  мозайка  (собор  св.  Марка  в Венеции) и обработка

металлов.

ГОТИКА  (12-15  вв.)  возникла  во  Франции в 1140. Осн. особенность - ребристые

своды.  Соборы: Нотер Дам де Парис, Сагта Мария дель Фьёра. В готических соборах

довольно  распространены  статую  святых,  инокда в виде колон, чаще свободносто

ящие.

В  11  в. Гвидо де Арецо создал нотное письмо. Светская музыка была представлена

песнями  и  балладами  труболуов  (Бернар  Бертадор).  С  14  века  музыка стала

полифонической. Театр развивался через церковь.

      36 НАУКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. РОЛЬ ЦЕРКВИ

Поссле  падения  Рима  церковь в течение целых 10-ти веков являлась единственным

социальным  и  политическим институтом. Христьянсво предлагало человеку стройную

систему  знаний.  Но  сами священники в большем числе не были образованными. Это

положение изменилось только к концу 15 века.

Огромные  пласт  античной  культуры выбросить из истории нельзя, поэтому церковь

была  вынуждена  соперничать  с  культурой  античности.  Решением  этой проблемы

занимались  Августин  Блаженный  (абсолютное  знание  не постижимо для человека,

можно  лишь получить относительное, знание лежит в глубине своего духа, а не вне

его)  и  Фома Аквинский (наука идет от частного к общему, а религия - наоборот).