попыток серой мас сы стать ВСЕМ. Элита должна будет спасти культуру. Г. выделил
основные тенденции в развитии культуры:
1) дегуманизация;
2) развитие живых форм культуры;
3) произведение ис-ва - лишь произведение ис-ва, а не товар;
4) понимание ис-ва как искры;
5) избегание фальши;
6) религиозность (в рамках возможного опыта)
3. ВЕББЕР (1863-1920) Считал, что развитие культуры определяется экономическим
положением. Католицизм он считал тормозом культуры, а протестантизм, способным
оживить культуру. Созерцательность восточных религий привела к стагнации.
7 СИМВОЛИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Только человеку свойственно создавать символы.
1. КОССИРЕР (1874-1945) Человек способен к массовой системной символизации. Все
его окружающее - составная часть символического круга в центре которого человек.
К. назвал человека символическим животным.
2. ЛЕВИЙ (1908) Отталкивается от учения Юнга. Он утверждал, что бессознательное
содержит в себе структуру, т.е. совокупность регулярных зависимостей
общественных отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык сообщений.
В основе бессознательного лежит механизм знаковых систем. Чел. - есть единство
внешнего (символы) и внутреннего (структура разума). Внутреннее не изменяется,
внешнее изменчиво. При этом нарушается связь между ними, что ведет к
"катаклизмам". Л. призывает вернуться к перво бытному опыту.
8 ИГРОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ
ЙОХАН ХЕЙЗИНГ (1872-1945) К-ра носит игровой хар-р. Игра -
культурно-историческая универсалия. К-ра развивается в игре и как игра. Все
к-рное творчество - игра. Ис-во - спонтанная незаинтересованная деятельность,
которая приятна сама по себе, и не зависит от цели. Игра старше к-ры и является
ее основанием. Все основы игры были заложены до появления человека. В результате
развития цивилизации игровой элемент отступает на второй план и реализуется в
творческой деятельности (ис-во, законы, спорт , государство). Но ис-во теряет
напряженность эстетической игры в 20 веке. Это находит свое выражение в
пуеримизме (ребячестве).
9 СТРУКТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ КУЛЬТУРЫ. ТИПОЛОГИЯ ЦЕННОСТЕЙ.
1. ДАНИЛЕВСКИЙ (1722-1885) Все культуры проходят стадии возмужания, дряхления и
гибели. К-ры сменяют друг друга. Выделял 10 типов исчерпавших свои возможности:
Египетская, Китайская, Вавилонская, Индийская, Иранская, Еврейская, Греческая,
Римская, Аравийская, Германо-романская. Новый тип - славянский.
2. ШПЕНДЛЕР (1880-1936) Считал, что каждая к-ра обладает собственной уникальной
душой, непонятной для представителя другой к-ры. Каждая культура проходит стадии
детства, юности, возмужания и старости. Смерть к-ры есть исчерпание ее души,
когда ее смысл у же не вдохновляет людей. Он выдел 8 культур достигших полноты
своего развития: Египетская, Вавилонская, Античная, Индийская, Китайская,
Арабская, Западноевропейская, к-ра Майа.
3. СОРОКИН (1968) Он признавал глубокий кризис Европы. Но он расценивал его не
как закат, а как необходимую фазу в становлении новой культуры, объединяющей все
человечество. Выделял три типа культур:
1) идиоциональная;
2) идеалистическая;
3) чувственная.
10 ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
1. ЖИЛИЩА
2. ОДЕЖДА
3. ПИЩА
11 ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ
Приодизация - это условное деление процесса на хронологические периоды в
соответствии с их отличительными особенностями на основании определенного
критерия. Культурология использует 2 принципа:
1. ЛИНЕЙННЫЙ находит свое выражение в прогрессе.
2. ЦИКЛИЧЕСКИЙ
- Формационный (Маркс и Энгельс)
- Индустриальный
- Тита Лукреция Кара
Каменный век (палеолит, мезолит, неолит) 2млн.-4тыс.
Медный век 4-3тыс
Бронзовый 3-1тыс
Железный (античность, средневековье, возраждение, просвещние)
12 ПРИЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Приемственность - способность культуры передаваться во времени приобратая новые
качества. Она в духовной сфере обеспечивается через язык и знаковые системы, а в
материальной через изделия. Пр. находится в прямой связи с культурным наследием
- сохранившея ся во времени совоокупность общественных отношений, материальных и
духовных ценностей прошлых эпох. Для культурного наследия характерно:
1) синкретизм;
2) культурные архитипы;
3) накопления культурного наследие и его интернационализация;
4) ускорение приемственности;
5) приемственность протекает по разному.
Пр. может протекать в двух формах: позитивной и негативной. Движущей силой
приемственности является поколение (совокупность сверстников, объединенных общим
мироощущением, идеалами и целями, внесших заметный вклад в историю).
13 ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТУР
Этот процесс часто называют окультурацией. Может проходить стихийно и
ненасильственно, но может носить и радикальный характер (асимиляция,
транскультуризация). Процесс окультуризации всегда идет неравномерно в разных
сферах жизни.
1. АСИМИЛЯЦИЯ - полное или частичное поглощение одной культуры другой
(завоевание, смеш. браки). Наиболее важное звено - язык.
2. ТРАНСКУЛЬТУРИЗАЦИЯ - добровольная миграция или насильственное переселение
людей в друггой район.
Факторы окультуризации:
1. географическая среда;
2. этнический (языковой) фактор;
3. история;
4. политика;
5. технологический фактор.
14 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Массовая культура - это культурный продукт, который производится ежедневно в
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.