Сущность культуры. Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Культурология как наука, страница 2

попыток  серой мас сы стать ВСЕМ. Элита должна будет спасти культуру. Г. выделил

основные тенденции в развитии культуры:

            1) дегуманизация;

            2) развитие живых форм культуры;

            3) произведение ис-ва - лишь произведение ис-ва, а не товар;

            4) понимание ис-ва как искры;

            5) избегание фальши;

            6) религиозность (в рамках возможного опыта)

3.  ВЕББЕР  (1863-1920) Считал, что развитие культуры определяется экономическим

положением.  Католицизм  он считал тормозом культуры, а протестантизм, способным

оживить культуру. Созерцательность восточных религий привела к стагнации.

                                        7 СИМВОЛИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Только человеку свойственно создавать символы.

1.  КОССИРЕР (1874-1945) Человек способен к массовой системной символизации. Все

его окружающее - составная часть символического круга в центре которого человек.

К. назвал человека символическим животным.

2.  ЛЕВИЙ (1908) Отталкивается от учения Юнга. Он утверждал, что бессознательное

содержит   в   себе   структуру,   т.е.   совокупность  регулярных  зависимостей

общественных  отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык сообщений.

В  основе  бессознательного лежит механизм знаковых систем. Чел. - есть единство

внешнего  (символы)  и внутреннего (структура разума). Внутреннее не изменяется,

внешнее   изменчиво.   При  этом  нарушается  связь  между  ними,  что  ведет  к

"катаклизмам". Л. призывает вернуться к перво бытному опыту.

                                     8 ИГРОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ

ЙОХАН    ХЕЙЗИНГ    (1872-1945)    К-ра    носит    игровой    хар-р.   Игра   -

культурно-историческая  универсалия.  К-ра  развивается  в  игре и как игра. Все

к-рное  творчество  -  игра. Ис-во - спонтанная незаинтересованная деятельность,

которая  приятна сама по себе, и не зависит от цели. Игра старше к-ры и является

ее основанием. Все основы игры были заложены до появления человека. В результате

развития  цивилизации  игровой  элемент отступает на второй план и реализуется в

творческой  деятельности  (ис-во,  законы, спорт , государство). Но ис-во теряет

напряженность  эстетической  игры  в  20  веке.  Это  находит  свое  выражение в

пуеримизме (ребячестве).

                9 СТРУКТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ КУЛЬТУРЫ. ТИПОЛОГИЯ ЦЕННОСТЕЙ.

1.  ДАНИЛЕВСКИЙ (1722-1885) Все культуры проходят стадии возмужания, дряхления и

гибели.  К-ры сменяют друг друга. Выделял 10 типов исчерпавших свои возможности:

Египетская,  Китайская,  Вавилонская, Индийская, Иранская, Еврейская, Греческая,

Римская, Аравийская, Германо-романская. Новый тип - славянский.

2.  ШПЕНДЛЕР (1880-1936) Считал, что каждая к-ра обладает собственной уникальной

душой, непонятной для представителя другой к-ры. Каждая культура проходит стадии

детства,  юности,  возмужания  и  старости. Смерть к-ры есть исчерпание ее души,

когда  ее  смысл у же не вдохновляет людей. Он выдел 8 культур достигших полноты

своего   развития:  Египетская,  Вавилонская,  Античная,  Индийская,  Китайская,

Арабская, Западноевропейская, к-ра Майа.

3.  СОРОКИН  (1968) Он признавал глубокий кризис Европы. Но он расценивал его не

как закат, а как необходимую фазу в становлении новой культуры, объединяющей все

человечество. Выделял три типа культур:

            1) идиоциональная;

            2) идеалистическая;

            3) чувственная.

                               10 ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1. ЖИЛИЩА

2. ОДЕЖДА

3. ПИЩА

                               11 ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

Приодизация  -  это  условное  деление  процесса  на  хронологические  периоды в

соответствии  с  их  отличительными  особенностями  на  основании  определенного

критерия. Культурология использует 2 принципа:

1. ЛИНЕЙННЫЙ находит свое выражение в прогрессе.

2. ЦИКЛИЧЕСКИЙ

            - Формационный (Маркс и Энгельс)

            - Индустриальный

            - Тита Лукреция Кара

                        Каменный век (палеолит, мезолит, неолит) 2млн.-4тыс.

                        Медный век 4-3тыс

                        Бронзовый 3-1тыс

                        Железный (античность, средневековье, возраждение, просвещние)

               12 ПРИЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Приемственность  - способность культуры передаваться во времени приобратая новые

качества. Она в духовной сфере обеспечивается через язык и знаковые системы, а в

материальной  через изделия. Пр. находится в прямой связи с культурным наследием

- сохранившея ся во времени совоокупность общественных отношений, материальных и

духовных ценностей прошлых эпох. Для культурного наследия характерно:

            1) синкретизм;

            2) культурные архитипы;

            3) накопления культурного наследие и его интернационализация;

            4) ускорение приемственности;

            5) приемственность протекает по разному.

Пр.  может  протекать  в  двух  формах:  позитивной и негативной. Движущей силой

приемственности является поколение (совокупность сверстников, объединенных общим

мироощущением, идеалами и целями, внесших заметный вклад в историю).

                         13 ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТУР

Этот   процесс   часто   называют  окультурацией.  Может  проходить  стихийно  и

ненасильственно,   но   может   носить   и   радикальный  характер  (асимиляция,

транскультуризация).  Процесс  окультуризации  всегда идет неравномерно в разных

сферах жизни.

1.   АСИМИЛЯЦИЯ   -  полное  или  частичное  поглощение  одной  культуры  другой

(завоевание, смеш. браки). Наиболее важное звено - язык.

2.  ТРАНСКУЛЬТУРИЗАЦИЯ       -  добровольная  миграция или насильственное переселение

людей в друггой район.

Факторы окультуризации:

1. географическая среда;

2. этнический (языковой) фактор;

3. история;

4. политика;

5. технологический фактор.

                                         14 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Массовая  культура  -  это  культурный продукт, который производится ежедневно в