разделимы (духовная - это идея, а материальная - ее воплощение). Духовная
ценность - результат различных видов умственной и художественной деятельности
человека, получивший общественное признание и ставший фактором культуры.
Духовные ценности можно класифицировать по своему содержанию и по
распространенности. Научные ценности - провереные практикой знания, не имеющие
классовых и рассовых различий. Нравственные ценности - это нормы, законы, обычаи
взаимоотношений людей между собой и человека и природы. Художественные ценности
- продукт духовной деятельности, базирующийся не только на разуме, но и на
чувствах. Они носят отпечаток личности творца. Духовные ценности можно разделить
в строгой иерархии от общечеловеческих до индивидуальных.
Закономерности духовных ценностей:
1. подвижность
2. относительность
3. большая устойчивость по сравнению с материальными
4. потребность людей в них безгранична
25 ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
Нельзя оценить первобытную к-ру - она включает ВСЕ. Элементы культуры:
1. ЯЗЫК является средством выражения человека.
2. МИФ - попытка объяснить окружающие явления. Он носит коллективно
-бессознательный характер. Выразительность мифа носит символический хар-р. Он
привел к появлению божества в связи с слабостью абстрактного мышления. Он
явялется средством выражения человека.
Миф развился в тотемизм, магию, фетишизм и анимизм.
26 РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
1) ТОТЕМИЗМ - убежденность, что каждая группа людей связана с каким-либо животым
или растением и находится.
2) МАГИЯ основана на том, что многие непонятные явления приписываются действию
магических сил, и выражается в совокупности обрядов, имеющих целью
воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т.д.
3) ФЕТИШИЗМ - поклонение духовным силам воплощенным в вещах. Фетиш в отличии от
тотема не является индентифицирующим фактором. Понятие фетишизма связано с
понятием ТАБУ (на инцест, канибализм) - немотивируемый запрет. Табу является
причиной переключения энергии человека на творческую деятельность.
4) АНИМИЗМ - вера в существование душ и духов как причина явлений природы, вера
в одушевленность всей природы. Анимизм требует ублажения духов своим поведением,
жертвами и т.д. Понятие о душе опираются на понятия тень (таинственный,
сопутствующий образ вещей, но еально не существующий) и дыхание (прекращается со
смертью чеовека). Большую роль играли истолкования снов, видений, галюцинаций и
т.д. Мысль о бессмертности души, а следовательно и возможности воскрешения,
привели к развитию похоронных обрядов.
Превобытное ис-во недифиринцируемо и слитно, оно чаще всего являлось составной
частью обрядов и культов и носило символический хар-р.
27 РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
Хар-ной чертой е.р. является обожествление животных. Наиболее почитаемыми были
быки и коровы. Происхождение мира: Нун (хаос) родил Атума (остров), он проглотил
свое семя и выплюнул Шу (воздух) и Тефнут (влагу). Шу и Тефнут родили Геба (бог
земли) и Нут (богиня неба), у них родились Исида и Нефтида, Осирис и
Сот(прообраз сатаны). Этих богов еще называют Гелиопольской десяткой.
Был очень развит культ загробной жизни. Отсюда сложный похоронный обряд и
повсеместное почитание Осириса, его жены Исиды и сына Гора (покровителя живых
фараонов). В Е. сложилась богатая религиозная и магическая литература (Книга
Мертвых).
28 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИС-ВО И АРХИТЕКТУРА ДР. ЕГИПТА.
Ис-во было призвано обслуживать культ фараона. Все ис-во было анонизировано
(напр. тело мужчины всегда красно-коричневое, тело женщины всегда желто-розовое,
волосы - черные, одежда - белая). Особенность е. ис-ва - функциональность
предмета, простота и строгость форм, монолитность объемов.
В эпоху I-II династий 30-28 вв до н.э. сформировались основные принципы ис-ва.
Строгому соблюдению канонов способствовала наследственность ваятелей. В период
Древнего царства (28-23 вв. до н.э.) создан новый тип гробницы - пирамида.
Первая из них - фараона Джосера. Завершенный тип предствлен ансамблем пирамид в
Гизе (Хеопса, Хефрена со Сфинксом, Микерина). В эпоху Среднего царства (21-18
вв. до н.э.) пирамиды стали строиться из кирпича, стали строиться скальные
гробницы (гробнице Номархов в Асуане). После периода упадка, вызванного
нашествием гексосов, в эпоху Нвого царства (16-11 вв. до н.э.) усилилось
стремление к изяществу и пышности. Появляется новый тип храма (открытый солнцу
обнесенный колонадой двор, затененный гипостиль и мрачное святилище). Во время
Аминхотепа IV были попытки ввести единобожие (бог Атон), скульптором Тутмесом
были выполнены портреты фараона и царицы Нифертити. В период правления Рамеса II
опять возвращаются к прежней пышности (храм Амон-Ра). Последний расцвет
древнеегипетского ис-ва происходит при Саисской династии (7 в. до н.э.). После
завоевания Е. А. Македонским (332 г. до н.э.) е. культура включается в сферу
эллинистической. В честь Македонского был построен город Александрия и
Александрийский маяк в нем.
29 ПИСЬМЕННОСТЬ, НАУКА И ЛИТЕРАТУРА ДР. ЕГИПТА
Египетская цивилизация возникла 5 тыс. лет назад в дельте Нила. Е. знали
письменность. В школах обучали мальчиков 5-16 лет письму (700 иероглифов),
чтению, счету(10-тичная система исчесления), плавагию и гимнатическим
упражнениям. Была развита математика и астраномия, но только на прикладном
уровне. Развитие астраномии привело к возникновению календаря. Год делился на
три периода (разлив, жатва, засуха) и 12 месяцев по 30 дней. Применялись
солнечные и водяные часы. Военные экспедиции обусловили развитие георафии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.