Сущность культуры. Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Культурология как наука, страница 5

разделимы  (духовная  -  это  идея,  а  материальная  - ее воплощение). Духовная

ценность  -  результат  различных видов умственной и художественной деятельности

человека,   получивший  общественное  признание  и  ставший  фактором  культуры.

Духовные   ценности   можно   класифицировать   по   своему   содержанию   и  по

распространенности.  Научные  ценности - провереные практикой знания, не имеющие

классовых и рассовых различий. Нравственные ценности - это нормы, законы, обычаи

взаимоотношений  людей между собой и человека и природы. Художественные ценности

-  продукт  духовной  деятельности,  базирующийся  не  только на разуме, но и на

чувствах. Они носят отпечаток личности творца. Духовные ценности можно разделить

в строгой иерархии от общечеловеческих до индивидуальных.

Закономерности духовных ценностей:

1. подвижность

2. относительность

3. большая устойчивость по сравнению с материальными

4. потребность людей в них безгранична

                                        25 ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Нельзя оценить первобытную к-ру - она включает ВСЕ. Элементы культуры:

1. ЯЗЫК является средством выражения человека.

2.   МИФ   -   попытка   объяснить  окружающие  явления.  Он  носит  коллективно

-бессознательный  характер.  Выразительность  мифа носит символический хар-р. Он

привел  к  появлению  божества  в  связи  с  слабостью абстрактного мышления. Он

явялется средством выражения человека.

Миф развился в тотемизм, магию, фетишизм и анимизм.

                              26 РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

1) ТОТЕМИЗМ - убежденность, что каждая группа людей связана с каким-либо животым

или растением и находится.

2)  МАГИЯ  основана на том, что многие непонятные явления приписываются действию

магических   сил,   и   выражается   в   совокупности   обрядов,  имеющих  целью

воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т.д.

3)  ФЕТИШИЗМ - поклонение духовным силам воплощенным в вещах. Фетиш в отличии от

тотема  не  является  индентифицирующим  фактором.  Понятие  фетишизма связано с

понятием  ТАБУ  (на  инцест,  канибализм) - немотивируемый запрет. Табу является

причиной переключения энергии человека на творческую деятельность.

4)  АНИМИЗМ - вера в существование душ и духов как причина явлений природы, вера

в одушевленность всей природы. Анимизм требует ублажения духов своим поведением,

жертвами  и  т.д.  Понятие  о  душе  опираются  на  понятия  тень (таинственный,

сопутствующий образ вещей, но еально не существующий) и дыхание (прекращается со

смертью  чеовека). Большую роль играли истолкования снов, видений, галюцинаций и

т.д.  Мысль  о  бессмертности  души,  а следовательно и возможности воскрешения,

привели к развитию похоронных обрядов.

Превобытное  ис-во  недифиринцируемо и слитно, оно чаще всего являлось составной

частью обрядов и культов и носило символический хар-р.

               27 РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Хар-ной  чертой  е.р. является обожествление животных. Наиболее почитаемыми были

быки и коровы. Происхождение мира: Нун (хаос) родил Атума (остров), он проглотил

свое  семя и выплюнул Шу (воздух) и Тефнут (влагу). Шу и Тефнут родили Геба (бог

земли)  и  Нут  (богиня  неба),  у  них  родились  Исида  и  Нефтида,  Осирис  и

Сот(прообраз   сатаны).   Этих   богов   еще  называют  Гелиопольской  десяткой.

Был  очень  развит  культ  загробной  жизни.  Отсюда  сложный похоронный обряд и

повсеместное  почитание  Осириса,  его жены Исиды и сына Гора (покровителя живых

фараонов).  В  Е.  сложилась  богатая религиозная и магическая литература (Книга

Мертвых).

                   28 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИС-ВО И АРХИТЕКТУРА ДР. ЕГИПТА.

Ис-во  было  призвано  обслуживать  культ  фараона. Все ис-во было анонизировано

(напр. тело мужчины всегда красно-коричневое, тело женщины всегда желто-розовое,

волосы  -  черные,  одежда  -  белая).  Особенность  е. ис-ва - функциональность

предмета,     простота     и     строгость     форм,    монолитность    объемов.

В  эпоху  I-II династий 30-28 вв до н.э. сформировались основные принципы ис-ва.

Строгому  соблюдению  канонов способствовала наследственность ваятелей. В период

Древнего  царства  (28-23  вв.  до  н.э.)  создан новый тип гробницы - пирамида.

Первая  из них - фараона Джосера. Завершенный тип предствлен ансамблем пирамид в

Гизе  (Хеопса,  Хефрена  со Сфинксом, Микерина). В эпоху Среднего царства (21-18

вв.  до  н.э.)  пирамиды  стали  строиться  из кирпича, стали строиться скальные

гробницы   (гробнице  Номархов  в  Асуане).  После  периода  упадка,  вызванного

нашествием  гексосов,  в  эпоху  Нвого  царства  (16-11  вв.  до н.э.) усилилось

стремление  к  изяществу и пышности. Появляется новый тип храма (открытый солнцу

обнесенный  колонадой  двор, затененный гипостиль и мрачное святилище). Во время

Аминхотепа  IV  были  попытки ввести единобожие (бог Атон), скульптором Тутмесом

были выполнены портреты фараона и царицы Нифертити. В период правления Рамеса II

опять   возвращаются  к  прежней  пышности  (храм  Амон-Ра).  Последний  расцвет

древнеегипетского  ис-ва  происходит при Саисской династии (7 в. до н.э.). После

завоевания  Е.  А.  Македонским  (332 г. до н.э.) е. культура включается в сферу

эллинистической.   В   честь  Македонского  был  построен  город  Александрия  и

Александрийский маяк в нем.

                         29 ПИСЬМЕННОСТЬ, НАУКА И ЛИТЕРАТУРА ДР. ЕГИПТА

Египетская  цивилизация  возникла  5  тыс.  лет  назад  в  дельте Нила. Е. знали

письменность.  В  школах  обучали  мальчиков  5-16  лет письму (700 иероглифов),

чтению,   счету(10-тичная   система   исчесления),   плавагию   и  гимнатическим

упражнениям.  Была  развита  математика  и  астраномия,  но только на прикладном

уровне.  Развитие  астраномии  привело к возникновению календаря. Год делился на

три  периода  (разлив,  жатва,  засуха)  и  12  месяцев  по 30 дней. Применялись

солнечные  и  водяные  часы.  Военные  экспедиции  обусловили развитие георафии.