Сущность культуры. Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Культурология как наука, страница 7

Такие  принципы  требовали  распространения,  что позволяли университеты (первый

открыт в Болонии в 12в.).

Немного отдельно развивалась алхимия (Роджер Беккен).

                        37 ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНАЯ ЭПОХА.

Раннее В. (14 в.)

Высокое В. (15 - перв. треть 16 в.)

Позднее В. (втор. треть - конец 16 в.)

Отличительные   черты:   антифеодальный,   антиклерикальный  и  светский  хар-р,

гуманизм,       обращение      к      культурному      наследию      античности.

Деятели  ренисанса  назвали  культуры  средневековья  варварской. Они возраждали

античную  культуру,  основываясь на принципе антропоцентризма. Но ренесанс - это

переходная  эпоха.  Ее  переходность заключалась в одновременной религиозности и

отрицании  церкви  (Эразм  Ротердамский,  произведени  ис-ва на библейские темы,

сочетание физической красоты и христ. духовности).

Ис-во  стало  заменять  религию.  В архитектуре преобладают светские сооружения,

величественные,  гармоничные  и  соразмеренные  человеку. В лит-ре в период р.в.

преобладает  комическая новелла (Бокачо), в.в. - героическая поэма (Рабле), п.в.

-  роман  и драмма. В театре большую роль обращают на внутренний мир человека. В

музыке  появились  новые  жанры:  контата, опера, оратория. Для ренечанса хар-на

тесная  связь  ис-ва  и  науки. В это время ббыли сделаны "Великие геграфические

открытия"  (Коломбо,  Васко де Гама, Магелан). К титанам возраждения относят: Л.

Давинчи, Рафаэля, Микеланджело.

                                        38 ИТАЛЬЯНСКИЙ РЕНЕСАНС

БРУЧУЛЕССКИ  -  основоположник  и.р.,  он  один  из открывателей прямой линейной

перспективы. (церковь Сан-Лоренце во Флоренции).

ДАВИНЧИ: Мадонна с цветком, Тайная вечерия.

РАФАЭЛЬ: Мадоона в зелени, Секстинская мадонна.

Позднее возраждение связано с Венецией. Оно осит отпечатки восточных культур.

ТИЦИАН: Донная, Венера и Адонис.

МОНТЕ ВЕРД: Орфей

В  литературе  осн.  школа  Дольче  Стиль  Ново. Ее представитель ДАНТЕ АЛИГЪЕРИ

(Божественная  комедия),  ПЕТРАРКА  (родоначальник  гуманизма),  ДЖОВАННИ БОКАЧО

(Декамерон).

Первая академия наук была открыта в 16 в. Италии.

                                        39 СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Отличительные особенности:

1. началось позже на 100 лет

2. меньшее уделение внимания античности

3. религиозность

Философие с.в. был пантеизм.

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР: Портрет молодого человека, Апокалипсис.(нем)

АЛЬБРЕХТ АЛЬДОРФЕ: Вид дунайской долины, Битва Александра.(нем)

БРАТЬЯ ВАН-ЭЙК: Петский алтарь (нид)

ПИТЕР БЕЙСЕЛЬ: Безумная Гретта, Битва масленицы и поста. (нид)

В литературе: Шекспир, Эразм Ротердамский.

                            40 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение - это идейное общественное движение, связанное с общими переменами в

условия   жизни   под   влиянием   разлагающегося  феодализма  и  формирующегося

капитализма  в  период  17  -  первая  половина 18 вв. Для этой эрохи характерна

утопичность идей (Чернышевский, Герцен, Фурье). Материальным воплощением утопии

были парки.

                            41 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙКОЕ ИС-ВО XVII-XVIII ВВ.

Для  барокко хар-на контрастность, напряженность, динамичность, ассимитричность,

стремление к величественной пышности, совмещение реальности и иллюзии.

АРХИТЕКТУРА.  Плавность  линий,  текучесть  форм.  Растрелли  "Зимний  дворец" в

Питере.  Немалую  роль  сыграли  арабы  (крепость  Альгамбро в Гренаде, мечеть в

Кордове).

ЖИВОПИСЬ.  Рембрант  (Ночной  дозор,  Святое  семейство)  характерной его чертой

являются светящиеся образы. Рубенс (Снятие с креста, Персей и Андромеда).

ЛИТЕРАТУРА.  Мигель  де Сервантес (Хитроумный идальго ломанческий), Любо де Вече

(Овечий источник, Собака на сене).

МУЗЫКА. Вивальди и стиль Рококо.

                            42 СТИЛИ И ЖАНРЫ ИС-ВА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

КЛАССИЦИЗМ  - верность природе, ее разумности и красоте. К. развил культ разума.

В  лит-ре  выделяли:  высокие  жанры  (трагедия,  эпопея,  ода, историческая или

религиозная картина) и низкие (комедия, сатира, песня, жанровая картина). В низ.

жанрах работал Мольер. В высоких: Гетте, Ломоносов, Державин. В архитектуре: Рен

(собор св. Павла в Лондоне), Росси (арка генерального штаба в Питере. В живописи

идет активное вытеснение религиозной тематики портретами. Главная черта живописи

и  архитектуры:  произведение  должно  вписываться в окружающую среду. В музыке:

Бах, Моцарт.

РОМАНТИЗМ  (18  - 1-я половина 19 вв.) - это реакция на формирование буржуазного

общества.  Он  проникнут  идеей  свободы  личности.  В  лит-ре: Вальтер Скотт, в

музыке: Паганини.

СИНТЕМЕНТАЛИЗМ  противопоставляет  культу  разума культ чувства. Представитель в

литературе                                                                Руссо.

            43 ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИС-ВО XIX в. - 1-й четверти XX в.

РЕАЛИЗМ.  Курбе  изображал  обобщенные образы простых людей (Похороны в Ореане),

его  картины отличаются статичностью и насыщенностью тонального колорита. Репин:

Бурлаки  на  Волге,  Иван  Грозный  и его сын Иван. Суриков писал манументальные

полотна  о переломных исторических моментах (Утро после стрелецкой казни, Барыня

Морозова).

ИМПРЕССИОНИЗМ  (1874-1886).  Клод Моне, Эдгар Дега, Ренуар. Они работали в сфере

пейзажа   и   разработали   системму   Пленера  (изображение  воздушной  среды,

обусловленной солнечным светом). Хар-но разложение сложных цветов на простые.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ  получил  основные  черты импрессионизма. Поль Сезан (Яблоки и

груши),         Ван         Гог         (Подсолнухи,        Ночное        кафе).

КУБИЗМ.  Его  представители  разлагали  сложные природные формы на более простые

устойчивые геометрические. Пабло Пикассо (Авиньонские девицы, Девочка на шаре).

СЮРРЕАЛИЗМ.  Его теоретиком был Андре Бретон, он призывал к освобождению от оков

условностей,  законов,  запретов  -  уродливых  порождений  цивилизации. С. Дали

(Герника, Стол под солнцем, Девушка у окна).

АБСТРАКЦИОНИЗМ - отказ от изображения реальных предметов (Кандинский).