Сущность культуры. Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Культурология как наука, страница 8

СУПРИМАТИЗМ.  Воплощал  весь  образ  мира  в  окрашенных геометрических фигурах.

Малевич (Черый квадрат на белом фоне, Черный квадат в паутине времени).

               44 ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА XIX - 1-й четверти XX в.

МУЗЫКА  строга  и  величественна.  Бетховен,  Шумен (фортепианные циклы), Вагнер

(Летучий голандец, Риенцы).

ЛИТЕРАТУРА.  Соц.  реализм  (Горький,  Шолохов),  реализм (Достоевский, Толстой,

Дикенс), натурализм (Заля, Доде), символизм (Блок), футуризм (Маяковский), поток

сознания  (Джеймс  Джойс).  В  общем  весь модернизм можно разделить на поэзию и

прозу (Кафка, лит-ра потока сознания).

                                                 45 МОДЕРНИЗМ

Они  делали  упор на субъективное понимание дествительности. То, что не является

постоянным,  то  не  является  действительным. Они  отказывались от изображения

пластических  форм. Хосе Артего де Гассет вывел общую форму развития модернизма:

сначала изображаются предметы, потом ощущения, затем идеи.

СИМВОЛИЗМ  -  впечатление,  это  прежде  всего  впечатление от внешней оболочки,

отсюда  непонимание людей друг друга. Попытка заговорить на языке символов - это

попытка  заговорить  на языке интуитивно понятных для каждого архаичных символов

(Шар Бодлер, Блок).

ФУТУРИЗМ  объявлял  идеалы  счастья,  любви,  добра  слабостями  и  провозглашал

критериями  прекрасного  энергию,  скорость,  силу (Маяковский, Эдуард Палоззи).

ЭКСПРЕССИОНИЗМ провозгласил единственной реальностью субъективизм личности.

ДАДАИЗМ - протест против первой мировой войны.

                               46 КУЛЬТУРА И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Техника - это совершенствованная объктивность, основанная на мастерстве, ис-ве и

к-ре.   Губительное   в  культуре,  но  и  спасительное  тоже  в  ней.  Культура

противоречива.  Техника  лежит  в  основе  культуры, это мера развития общества.

Благодаря  технике  человек  получил  возможность  менять  окружающий  его мир и

меняться  сам.  Но  техническая  грамотность  со временем стала вытеснять ис-во.

Ис-во  лишь завершает то, что не в силах сделат природа, либо подражает природе.

А  техника  разделяет  единные в природе форму и материю, изменяя форму. Техника

позволяет человека нарушать баланс в природе дистанцируясь от нее.

                               47 ОТЧУЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ КУЛЬТУРЫ

Это превращение различных форм культурной деятельности человека и ее результатов

в   самостоятельные   силы,  господствующие  над  человеком  и  враждебные  ему.

Отчуждение   проявляется   в   бессилии   личности   перед  внешними  силами,  в

представлении  об обсурдности существования, утрате людьми взаимных обязательств

о  соблюдении  порядка,  отрицании  господствующей  системы  ценностей, ощущение

одиночества  и  исключенности  человека  из  общества,  утрата индивидуальности.

Шопенгауэр  первым  поставил  под сомнени прогрессивность развития человечества.

Она  противоречит эволюции, т.к. нет необходимости дальнейшего эволюционирования

человека.

                48 СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО КАК ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Производственные  успехи  разных этносов неодинаковы. Разделение человечества на

этносы  обостряет  проблему  равенства,  она  усугубляется рассовыми различиями.

Неравенство  приводит к социальным катоклизмам. Социальное равенсво выражается в

равенсте  потребления.  Европейское  (демократическое)  равенство  заключается в

обеспечении одинакового минимального уровня для жизни. Но равенство недостижимо,

ибо  все  люди  от  природы  не равны по своим физическим и умственным задаткам.

                               49 ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В   результате  роста  численности  населени  вся  биосфера  Земли  была  занята

человеком. Дальнейшее расширение невозможно, следовательно дальнейшее увеличение

численности тоже не возможно. Человек породил антропосферу.

В истории можно выделить следующие подходы:

1. признание превосходства и могущества природы

2. претензии человека на роль венца природы

3. равенство человека и природы.

Принципы э.к.:

1. культ биосферы противоположен культу техники

2. защита человека от него самого

             50 СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИОВАНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

                             51 СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

                          52 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

                            53 ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

       54 ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ.

Эстетика  -  наука  о  прекрасном,  наука,  изучающая  все  эстетические явления

реального  мира  и  все  эстетические  св-ва, отражающего мир ис-ва. Центральная

проблема  э.:  отношение  ис-ва  и  действительности.  Ис-во  и  религия  всегда

сохраняли  тесную связь. Красота (ис-во) и нравственность - взаимоограничивают и

дополняют  друг  друга.  Политика и ис-во противостоят. Техника и ис-во породили

массовое   ис-во.   В   любом   эстетическом   явлении   проявляется  диалектика

субъективного  и  объективного.  Она  в  эстетике  представлена  как  диалектика

реального и идеального.

ПРЕКРАСНОЕ  И  БЕЗОБРАЗНОЕ  исторически  относительно и изменчиво. Во всех вещах

кроме произведений ис-ва прекрасное необязательно, произведения ис-ва неприменно

обладают  эстетической  ценностью.  Эстетическая оценка худ. произведения прежде

всего  основывается  на  соотношении  его  с  конкретным  идеалом, а потом уже с

идеалом личным.

ВОЗВЫШЕННОЕ   И   НИЗМЕННОЕ.   В.   и   н.   призвано  вызывать  ощущение  своей

несоизмеримости с силами, красотой и т.д. эстетичекого объекта.

ТРАГИЧЕСКОЕ   И   КОМИЧЕСКОЕ.   Трагедия   -  это  поражение  воплощения  идеала

(оптимистическая)  или  поражение  самого  идеала (писсимистическая). Комическое

свойственно только для человека. Объкт шутки - слабости и недостатки, сарказма -

низменное, и порочещее. Гротеск - чрезмерное преувеличение черты, ирония - нечто

среднее между шуткой и сарказмом, фарс - ирония в театре.