Сущность культуры. Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Культурология как наука, страница 3

больших  количествах, потребляемый повсеместно и распространяемый с помощью СМИ.

Массовая   культура   предназначена   для   масс.  Гасеет  определил  массу  как

толпу.Причины  массового  об-  ва: индустриализация, урбанизация, рост массового

потребления  и  развитие  СМИ.  В  результате  демократизации  об-ва,  улучшения

материального  состояния,  появляется  свободное время, которое теперь заполняет

м.к. Предпосылкой м.к. можно считать появление адапти рованных вариантов библий.

Источником  развития считают появление приключенческих, детективных и авантюрных

романов  в  европейской  литературе  17-18  в.в,  закон  о всеобщей грамотности,

изобретение  кино, магнитофонов и телевидения. Признаки м.к.: развлекатель ность

и  сентиментальность, примитивность человеческих отношений, натурализация, культ

успеха,  сильной  личности, посредственности. Достоинства м.к.: демократичность,

доступность;  недостатки:  низведение  творческой  деятельности человека к нулю,

примитивизм  и  бездумное  потребление.  М.к.  сохраняет  творческое начало. Это

творческое начало является как творцом так и потрбителем.

                 15 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Главной  задаей  м.к.  является получение прибыли. М.к. заполняет досуг, снимает

напряжение и стресс, а также стимулирует потребность сознания, т.е. создает себе

потребителя.  Важнейшей  чертой  м.к.  является эксплуатация инстинктов и эмоций

человека.   М.к.   фор  мирует  м.  сознание,  которое  хар-ся  ограниченностью,

инертностью и пассивностью. М.с. имеет специффические средства выражения:

1. отриентация на стериотипы;

2. идолопоклонничество;

3. конформизм.

В  античности  философской  основой  было созданное Аристипом учение гедонизм. В

современном  мире  им  является  позитивизм,  который проявляется в культуре как

натурализм.  Спенсер  развил  учение  социал-дарвинизма.  М.к.  объясняет  также

прогматизм  и  фрейдизм.  Фрей  д считал, что жизнь в обществе возможна лишь при

подавлении  инстинктов,  презультатом  чего  является  фрустрация.  Но  общество

всесильно и энергия находит свое выражение в творчестве.

                                     16 ЭЛИТАРНАЯ И КОНТРКУЛЬТУРА

ЭЛИТАРНАЯ  К-РА  существовала  с  античных  времен.  В  20  в.  в  ней  в  сфере

пластических   ис-в   произошел   раскол   реализма,  с  появлением  авангардных

направлений.  Явление  эл.к.  исследовали Ницше (идея сверхчеловека), Шопенгауэр

(об-во   =   люди   пользы  +  люди-гении),  Хосе  Артего.  Основнные  признаки:

эстетический  изоляционизм и дегуманизация. Типичным проявлением является теория

"чистого  ис-ва"  развитая  Дягелевым  и Бенуаром. Особое авторчкое видение мира

считали совестью художника.

КОНТРКУЛЬТУРА как термин впервые употребил Роззек. Идейным предшественником к.к.

считали  Ницше.  Наиболее  яркое  проявление к.к. - хиппи. К.к. хар-на для элиты

молодежной  среды, следовательно ее можно рассматривать как молодежную к.к., как

социальный инфантилизм, как детскую болезнь.

                           17 МЕСТО РЕЛИГИИ СРЕДИ ДРУГИХ СФЕР КЛЬТУРЫ

Религия - мировозрение, мироощущение, а также соответствующее поведение (культ),

которые  основываются  на  вере  в  существование (одного или нескольких) богов,

"священного", т.е. той или иной разновидность сверхъестественного.

РЕЛИГИЯ И НАУКА всегда являлись антиподами, хотя они взаимодополняют друг друга.

Религия  призвана  противостоять  диструктивной  силе  науки.  Их общая задача -

объяснить явления окружающего мира.

РЕЛИГИЯ  И  ИС-ВО  всегда  взаимодействовали.  Произведения  религиозного  ис-ва

внушают  мысль о существовании бога (богов), ис-во на религиозную тему выполняет

роль психического стимулятора веры с преобладанием эстетического начала.

НРАВСТВЕННОСТЬ  И  РЕЛИГИЯ неразделимы. Нравственность без религии бессмысленна,

религия без нравственности немыслима.

                              18 КРИТИКА РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Религия  извращает реальные отношеия в природе и об-ве, наделяет их вымышленными

качествами  и  свойствами,  дезоинтирую  людей  в  познании  мира,  закрепляет и

увековечивает  зависимость  человека  от  стихийных, природных и социальных сил.

Демокрит (440-370), Тит Лукреций Кар (99-55), Пьер Абеляр (1079-1142), Амар Хаян

(1040-1123),  Коперник  (1475-1543),  Дж.  Бруно  (1548-1600). Сильного расцвета

атеизм  достиг  во  время  Великой  Французской Революции 1869 (Дидо, Гельвеций,

Вальтер).  Чаще  всего  атеизм  вызван  неприязнью  не к религи как таковой, а к

церкви в частности.

                            19 КОНФУЦИАНСКО-ДАОСИСТСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Для  нее  хар-но  доминирование этики и административной практики над мистикой и

поиском  индивидуального спасения. Прооки учили жит достойно. Жить ради жизни на

земле,  а  не  набе.  Роль  творца отводилась небу. В основе гармонии лежит идея

социально-этико-политического порядка санкционированного небом.

ДАОСИЗМ  основал Лао-Дзы. Дао - источник всего сущего. Акцент в д. не на то, что

есть,  а  на то, чего нет, что пребывает в покое. Индивидуальное проявлеие Дао -

человек  (Де),  в  нем  раскрывается  совершенство личности достигшей гармонии с

миром.

КОНФУЦИАНСТВО  основал  Кун  Фу  Дзы.  Видел  спасение в возвращении к дедовским

традициям.   Описал   идеального  человека  Дзюнь-Дзы  и  его  антипода  Сяо-Жи.

Конфуцианствоо стало официальной религией династии Хань (3в. до н.э. - 3в н.э.).

Он сформулировал основные принципы социального порядка: все должно занимать свои

места  (критерием  разделения  общества  считал знание и добродетель) и учение о

Сяо.

                                    20 ИНДО-БУДДИЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

БРАХМАНИЗМ

На  рубеже 3-2 тысячелетий на тер. Индии распространились племена Ариев. Их веды

нуждались в толковании. Так появились упонишады. Человеческая душа проходит круг

перерождений - сансару, которая включает человека с окружающей его кармой. Жизнь

-  мучение,  избавление  от  кармы  -  нирвана.  Брахман - мировая душа. Атман -