больших количествах, потребляемый повсеместно и распространяемый с помощью СМИ.
Массовая культура предназначена для масс. Гасеет определил массу как
толпу.Причины массового об- ва: индустриализация, урбанизация, рост массового
потребления и развитие СМИ. В результате демократизации об-ва, улучшения
материального состояния, появляется свободное время, которое теперь заполняет
м.к. Предпосылкой м.к. можно считать появление адапти рованных вариантов библий.
Источником развития считают появление приключенческих, детективных и авантюрных
романов в европейской литературе 17-18 в.в, закон о всеобщей грамотности,
изобретение кино, магнитофонов и телевидения. Признаки м.к.: развлекатель ность
и сентиментальность, примитивность человеческих отношений, натурализация, культ
успеха, сильной личности, посредственности. Достоинства м.к.: демократичность,
доступность; недостатки: низведение творческой деятельности человека к нулю,
примитивизм и бездумное потребление. М.к. сохраняет творческое начало. Это
творческое начало является как творцом так и потрбителем.
15 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Главной задаей м.к. является получение прибыли. М.к. заполняет досуг, снимает
напряжение и стресс, а также стимулирует потребность сознания, т.е. создает себе
потребителя. Важнейшей чертой м.к. является эксплуатация инстинктов и эмоций
человека. М.к. фор мирует м. сознание, которое хар-ся ограниченностью,
инертностью и пассивностью. М.с. имеет специффические средства выражения:
1. отриентация на стериотипы;
2. идолопоклонничество;
3. конформизм.
В античности философской основой было созданное Аристипом учение гедонизм. В
современном мире им является позитивизм, который проявляется в культуре как
натурализм. Спенсер развил учение социал-дарвинизма. М.к. объясняет также
прогматизм и фрейдизм. Фрей д считал, что жизнь в обществе возможна лишь при
подавлении инстинктов, презультатом чего является фрустрация. Но общество
всесильно и энергия находит свое выражение в творчестве.
16 ЭЛИТАРНАЯ И КОНТРКУЛЬТУРА
ЭЛИТАРНАЯ К-РА существовала с античных времен. В 20 в. в ней в сфере
пластических ис-в произошел раскол реализма, с появлением авангардных
направлений. Явление эл.к. исследовали Ницше (идея сверхчеловека), Шопенгауэр
(об-во = люди пользы + люди-гении), Хосе Артего. Основнные признаки:
эстетический изоляционизм и дегуманизация. Типичным проявлением является теория
"чистого ис-ва" развитая Дягелевым и Бенуаром. Особое авторчкое видение мира
считали совестью художника.
КОНТРКУЛЬТУРА как термин впервые употребил Роззек. Идейным предшественником к.к.
считали Ницше. Наиболее яркое проявление к.к. - хиппи. К.к. хар-на для элиты
молодежной среды, следовательно ее можно рассматривать как молодежную к.к., как
социальный инфантилизм, как детскую болезнь.
17 МЕСТО РЕЛИГИИ СРЕДИ ДРУГИХ СФЕР КЛЬТУРЫ
Религия - мировозрение, мироощущение, а также соответствующее поведение (культ),
которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов,
"священного", т.е. той или иной разновидность сверхъестественного.
РЕЛИГИЯ И НАУКА всегда являлись антиподами, хотя они взаимодополняют друг друга.
Религия призвана противостоять диструктивной силе науки. Их общая задача -
объяснить явления окружающего мира.
РЕЛИГИЯ И ИС-ВО всегда взаимодействовали. Произведения религиозного ис-ва
внушают мысль о существовании бога (богов), ис-во на религиозную тему выполняет
роль психического стимулятора веры с преобладанием эстетического начала.
НРАВСТВЕННОСТЬ И РЕЛИГИЯ неразделимы. Нравственность без религии бессмысленна,
религия без нравственности немыслима.
18 КРИТИКА РЕЛИГИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Религия извращает реальные отношеия в природе и об-ве, наделяет их вымышленными
качествами и свойствами, дезоинтирую людей в познании мира, закрепляет и
увековечивает зависимость человека от стихийных, природных и социальных сил.
Демокрит (440-370), Тит Лукреций Кар (99-55), Пьер Абеляр (1079-1142), Амар Хаян
(1040-1123), Коперник (1475-1543), Дж. Бруно (1548-1600). Сильного расцвета
атеизм достиг во время Великой Французской Революции 1869 (Дидо, Гельвеций,
Вальтер). Чаще всего атеизм вызван неприязнью не к религи как таковой, а к
церкви в частности.
19 КОНФУЦИАНСКО-ДАОСИСТСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
Для нее хар-но доминирование этики и административной практики над мистикой и
поиском индивидуального спасения. Прооки учили жит достойно. Жить ради жизни на
земле, а не набе. Роль творца отводилась небу. В основе гармонии лежит идея
социально-этико-политического порядка санкционированного небом.
ДАОСИЗМ основал Лао-Дзы. Дао - источник всего сущего. Акцент в д. не на то, что
есть, а на то, чего нет, что пребывает в покое. Индивидуальное проявлеие Дао -
человек (Де), в нем раскрывается совершенство личности достигшей гармонии с
миром.
КОНФУЦИАНСТВО основал Кун Фу Дзы. Видел спасение в возвращении к дедовским
традициям. Описал идеального человека Дзюнь-Дзы и его антипода Сяо-Жи.
Конфуцианствоо стало официальной религией династии Хань (3в. до н.э. - 3в н.э.).
Он сформулировал основные принципы социального порядка: все должно занимать свои
места (критерием разделения общества считал знание и добродетель) и учение о
Сяо.
20 ИНДО-БУДДИЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
БРАХМАНИЗМ
На рубеже 3-2 тысячелетий на тер. Индии распространились племена Ариев. Их веды
нуждались в толковании. Так появились упонишады. Человеческая душа проходит круг
перерождений - сансару, которая включает человека с окружающей его кармой. Жизнь
- мучение, избавление от кармы - нирвана. Брахман - мировая душа. Атман -
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.