Разряды числительных |
|||
Количественные |
Порядковые |
Собирательные |
Оба – обе |
1. В И., В. п. числительные управляют существительным (два рубля, двести рублей), в остальных падежах – согласуются (с двумя рублями, с двумястами рублями). 2. Числительные тысяча, миллион, миллиард и в косвенных падежах управляют существительным (о тысяче рублей); конструкции с согласованием (о тысяче рублях) являются устаревшими. 3. У составных количественных числительных склоняются все части: Астероид пролетел в трех тысячах восьмистах пятидесяти восьми километрах от Земли. |
1. Во всех падежах согласуются с существительными: второй стол – второго стола – второму столу… двухсотый стол – двухсотого стола – двухсотому столу. 2. После существит. номер употребляется только количественное числительное; употребление порядкового ненормативно: (+) дом номер двадцать; (-) дом номер двадцатый; но возможно: двадцатый дом. 3. У составного порядкового числительного склоняется только последняя часть: на двести пятьдесят шестом километре. |
Ограничения в образовании и употреблении: 1. Собирательные числительные – ограниченный класс слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро (последние три формы устаревшие). От остальных числительных образование собирательных форм невозможно. 2. Собирательные числительные не могут входить в составные: (-) двадцать трое суток; (+) двадцать и трое суток; в течение двадцати трех суток. 3. В сочетании с существит. Pluralia tantum и с парными собирательные числительные в косвенных падежах не употребляются: (-) двоих саней, брюк, носков; (+) двух саней; двух пар брюк; двух пар носков. |
1. Числительное оба сочетается с сущ. м. и ср. р.: оба плаща – обоих плащей; оба полотенца – обоих полотенец. 2. Числительное обе сочетается с сущ. ж. р.: обе подруги – обеих подруг. 3. Числительные оба – обе не могут сочетаться с сущ. pluralia tantum: (-) у обеих ворот; (+) у тех и других ворот. |
Употребление местоимений
Тип ошибки |
Пример (-) |
Комментарий |
Исправленный вариант (+) |
1. Двусмысленное употребление местоимения 3-го лица. |
Сестра поступила в артистическую труппу, и она отправляется на гастроли |
Неясно, к какому сущ. относится местоим. «она» (сестра или труппа?) |
1) Сестра поступила в артистическую труппу и отправляется на гастроли (если имеется в виду сестра). 2) Сестра поступила в артистическую труппу, которая отправляется на гастроли |
2. Двусмысленное употребление возвратного местоимения «себя» |
Мать попросила дочь отнести покупку к себе |
Неясно, к какому сущ. относится местоимение «себя» (к матери или к дочери?) |
1) Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе. 2) Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней. |
3. Двусмысленное употребление притяжательного местоимения «свой» |
Директор попросил Светлану кратко записать свое выступление |
Неясно, чье выступление имеется в виду (Светланы или директора?) |
1) Директор попросил Светлану, чтобы она кратко записала свое выступление. 2) Директор попросил Светлану, чтобы она кратко записала его выступление |
4. Замена сущ. ед. ч. со значением совокупного множества лиц местоимением в форме мн. ч. |
Задание, которое получил коллектив, они выполнили успешно. |
Коллектив – сущ. в фоме ед. ч., поэтому и местоим. следует употребить в форме ед. ч. |
Задание, которое получил коллектив, он выполнил успешно. |
5. Неверное образование формы притяжательного местоимения |
Это ихняя лошадь. Это евонная шапка. Это ейная шляпка. |
Нормативными являются формы «их», «его», «ее» |
Это их лошадь. Это его шапка. Это ее шляпка. |
6. Плеонастическое (избыточное) употребление притяжательного местоимения. |
Пушкин в своем произведении «Капитанская дочка» изобразил русский бунт. |
Пушкин в произведении «Капитанская дочка» изобразил русский бунт. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.