Культура речи в таблицах (Таблицы 1-30: Трудности в определении рода существительных. Основные виды фигур (анафора и эпифора, хиазм, антитеза, оксюморон)), страница 5

Падеж

Вариантные окончания

Р. ед. м. р. 2 скл.

-у (-ю)

-а (-я)

1. В количественно-отделительном значении: выпить чаю, купить килограмм сахару, отрезать сыру; много народу, шуму, вздору

2. В определительном значении: аромат чая, производство сыра, сахара, история народа

3. С уменьшительным суффиксом: попить чайку

4. При наличии определения: стакан крепкого чая

5. При смысловых различиях:

а) выйти из дому (из своей квартиры); уйти из дому (напр., на работу); проводить до дому (домой);

б) выйти из дома (из здания); уйти из дома (покинуть семью); проводить до дома (до какого-л. здания)

6. В устойчивых сочетаниях: с глазу на глаз; из виду; не показать виду; ни слуху ни духу; ни разу; без разбору.

П. ед. м. р. 2 скл.

-у (-ю)

1. В местном значении (где?): в саду; на Литейном мосту

2. В изъяснительном значении (о ком? о чем?): о саде, о Литейном мосте

3. У некоторых вещественных сущ.: в пуху, в меду, в жиру, в снегу

4. У некоторых вещественных сущ. при наличии определения: в лебяжьем пухе, в рыбьем жире, в липовом меде

5. У ограниченного числа отвлеченных сущ.: (пребывать) в чаду, в бреду

6. В соответствии с литературной нормой (в словарном порядке): в доме, в цехе, в уголке, в отпуске

7. При смысловых различиях:

а) работа на дому на смотру (на торжественном смотре войск) играть в лесу, в саду; в родном краю;

в одном ряду;

б) вывеска на доме; на смотре (художественной самодеятельности); играть в «Лесе», в «Вишневом саде»; в Краснодарском крае;

в ряде случаев

И. мн.

-ы (-и)

-а (-я)

1. В многосложных словах с ударением не на первом слоге: бухгалтеры, договоры

2. В односложных и двусложных словах с ударением на первом слоге: сорта, борта, желоба, паспорта, тополя, веера; Искл. (в словарном порядке): торты, порты, штабы, хоры

3. В словах французского происхождения на –ер (-ёр) и латинского на –тор: инженеры, шофёры, ректоры, авторы, лекторы

4. В словах латинского происхождения, давно бытующих в языке: профессора, доктора, директора

5. В названиях лиц по профессии (в словарном порядке): слесари, токари

6. В названиях лиц по профессии (в словарном порядке): повара, кучера

7. При смысловых различиях:

а) ордены (монашеские, рыцарские организации); лагери (общественно-политические);

листы (бумаги, железа);

корни (растений); мехи (с вином); соболи (о животных); хлебы (в печи); учители (наставники, вожди)

б) ордена (награды); лагеря (туристские, пионерские); листья (деревьев); коренья (лекарственные, ядовитые); меха (о пушнине); соболя (о мехе); хлеба (в поле);

учителя (напр., школьные)

Р. мн.

-ов(-ев)

Нулевое окончание

1. Названия некоторых плодов (м. р.): помидоров, апельсинов, мандаринов, лимонов, абрикосов, баклажанов.

3. Названия парных предметов: сапог, чулок, валенок, погон. Искл.: носков

4. Названия национальностей с основами на –н, -р: грузин, болгар, туркмен, цыган, татар

2. Названия широко распространенных единиц измерения: граммов, килограммов, центнеров, гектаров

5. Названия воинских групп, званий и родов войск: партизан, солдат, кадет, улан, гусар

6. Названия узко специальных единиц измерения: ампер, ватт, ом, вольт.

7. В словарном порядке:

Верховьев, устьев, лохмотьев, подмастерьев, брелоков и нек. др.

Вафель, туфель, простынь, полотенец, кочерёг, сумерек, потемок и нек. др.

Употребление форм имен прилагательных

Таблица 9. Употребление прилагательных и косвенных падежей существительных в функции определения