Вид фигуры |
Определение |
Примеры |
1. Анафора и эпифора |
Анафора (единоначатие) – повторение слов или выражений в начале смежных фрагментов текста. Эпифора (концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных фрагментов текста. |
Нас водила молодость В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лед. Боевые лошади Уносили нас, На широкой площади Убивали нас (Багрицкий) |
2. Хиазм |
Синтаксическое построение, в котором начало следующего фрагмента зеркально отражает концовку предыдущего. |
Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий) |
3. Параллелизм |
Одинаковое синтаксическое строение смежных фрагментов текста |
Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет (Лебедев-Кумач). |
4. Инверсия |
Нарушение обычного порядка слов |
Звонков раздавались нестройные звуки (Некрасов) |
5. Антитеза |
Противопоставление двух смежных конструкций, одинаковых по строению, но противоположных по смыслу |
Я царь – я раб, Я червь – я Бог (Державин). |
6. Оксюморон |
Соединение в одной конструкции слов, противоречащих друг другу по смыслу |
«Живой труп» (название пьесы Л. Н. Толстого). |
7. Градация |
Такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего (восходящая градация) или ослабляет его (нисходящая градация). |
Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель). |
8. Эллипсис |
Намеренный пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью усиления экспрессивности речи |
Мы села – в пепел, Грады – в прах, В мечи – серпы и плуги (Жуковский). |
9. Умолчание |
Намеренное прерывание высказывания, дающее возможность читателю (слушателю) самостоятельно домыслить его |
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (Пушкин). |
10. Многосоюзие и бессоюзие |
Намеренное использование повторяющихся союзов (многосоюзие) или пропуск союзов (бессоюзие) |
И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин). Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид (Пушкин). Швед, русский – колет, рубит, режет (Пушкин). |
11. Риторические вопросы, восклицания, обращения |
Вопросы, восклицания, обращения, не требующие ответа, предназначенные для того, чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к изображаемому |
Москва! Москва! Люблю тебя как сын (Лермонтов). Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (Лермонтов) |
12. Период |
Кругообразно замыкающееся синтаксическое построение, в центре которого анафорический параллелизм |
За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей, За жар души, растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был… Устой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил (Лермонтов). |
[1] Знак (-) здесь и далее обозначает ошибочное употребление; знак (+) – нормативное употребление.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.