Культура речи в таблицах (Таблицы 1-30: Трудности в определении рода существительных. Основные виды фигур (анафора и эпифора, хиазм, антитеза, оксюморон)), страница 14

Тип ошибки

Примеры (-)

Комментарий

Исправленный вариант (+)

1. Смешение беспредложной и предложной конструкций

1) никому не секрет;

2) разъяснение о допущенных ошибках

1) по нормам управления следует употребить предложную конструкцию вместо беспредложной;

2) следует употребить беспредложную конструкцию  вместо предложной

1) ни для кого не секрет;

2) разъяснение допущенных ошибок

2. Неверный выбор предлога

Нас заверили о том, что меры будут приняты

Заверить – в чём?

Нас заверили в том, что меры будут приняты

3. Употребление разноуправляющих глаголов в однородном ряду

В конце семестра преподаватель должен побеседовать и проверить тетрадь у каждого студента

Побеседовать – с кем?

Проверить – кого? у кого? (глаголы, управляющие разными падежными формами, наз. Разноуправляющими)

В конце семестра преподаватель должен побеседовать с каждым студентом и проверить у всех тетради

4. Неверная форма падежа при одном из синонимичных глаголов

Большое внимание было обращено кураторской работе

Обратить внимание – на что?

Уделить внимание – чему?

1) Большое внимание было обращено на кураторскую работу

2) Большое внимание было уделено кураторской работе

5. Неверный выбор падежной формы при глаголе с отрицанием

1) Я не люблю иронию твою.

2) Он не купил к чаю баранки.

3) Он не боится землетрясение.

Родительный падеж употребляется:

1) если сущ. отвлеченное;

2) в количественно-отделительном значении;

3) при глаголах бояться, опасаться, ожидать и синонимичных им;

в остальных случаях возможно употребление и Р.п., и В. п.: Я не читал эту книгу – Я не читал этой книги

1) Я не люблю иронии твоей.

2) Он не купил баранок к чаю.

3) Он не боится землетрясения

Таблица 25. Ошибки в предложениях с однородными членами

Тип ошибки

Примеры (-)

Комментарий

Исправленный вариант (+)

1. Несоответствие между частями двойного союза

В этом деле требовались не только смелость и отвага, а также выдержка.

Не только – но и;

как – так;

чем – тем;

сколько – столько; и т. п. 

В этом деле требовались не только смелость и отвага, но и выдержка.

2. Сочинительный союз между неоднородными членами

Пить чай с лимоном и с удовольствием.

С лимоном – дополнение;

С удовольствием – обстоятельство.

1) Пить чай с лимоном с удовольствием.

2) С удовольствием пить чай с лимоном.

3. Сочинительный союз между грамматически разнотипными конструкциями

В конце романа Ниловна показана как женщина, которая ничего не боится и спокойно делающая свое дело.

Сочинительный союз поставлен между придаточным определительным и причастным оборотом; необходимо употребить грамматически однотипные конструкции

1) В конце романа Ниловна показана как женщина, которая ничего не боится и спокойно делает свое дело.

2) В конце романа Ниловна показана как женщина, ничего не боящаяся и спокойно делающая свое дело.

4. Неоправданный пропуск предлога

1) Летом мы побывали на Черноморском побережье, Карелии, Подмосковье.

2) Пришлось много путешествовать по Украине, степям Средней Азии, сибирской тайге.

Если при однородных членах употребляются разные предлоги, то опускать ни один из них не следует; если однородные члены  распространены, разнотипны, то не рекомендуется опускать и одинаковые предлоги

1) Летом мы побывали на Черноморском побережье, в Карелии, в Подмосковье.

2) Пришлось много путешествовать по Украине, по степям Средней Азии, по сибирской тайге.

5. Логическая несоотнесенность однородных челенов

1) Обеспечить новый вуз учебниками и преподавателями

1) В однородном ряду не могут быть одушевленное и неодушевленное существительное, личное и неличное.

1) Обеспечить новый вуз учебниками, пригласить преподавателей.

2) Летом мы побывали на Кавказе, в Крыму и в Ялте.

2) В однородном ряду не могут быть родовое (Крым) и видовое (Ялта) понятия (Ялта в Крыму).

2) Летом мы побывали на Кавказе, в Крыму, посетили Ялту.

3) Газета обратилась к молодежи и девушкам г. Пензы.

3) В однородном ряду не могут быть скрещивающиеся понятия.

3) Газета обратилась к молодежи г. Пензы (в особенности к девушкам).