Культура речи в таблицах (Таблицы 1-30: Трудности в определении рода существительных. Основные виды фигур (анафора и эпифора, хиазм, антитеза, оксюморон)), страница 11


 Синтаксические нормы

Таблица 20. Ошибки в строе простого предложения

Тип ошибки

Пример (-)

Комментарий

Исправленный вариант (+)

1. Синтаксическая омонимия

Всем понравилось чтение Маяковского

Синтаксическая омонимия – возможность двоякого истолкования синтаксической конструкции

1)Всем понравилось, как читал Маяковский.

2)Всем понравилось, как читали Маяковского

2. Смещенная конструкция

Граждане, сдающие обувь в починку, квитанцию требовать обязательно

Начало предложения требует иной структуры его продолжения

Граждане, сдающие обувь в починку, должны обязательно требовать квитанцию

3. Стилистически не оправданная форма расщепленного сказуемого

Отец имел беседу со своим четырехлетним сынишкой

Расщепленное сказуемое – книжный, канцелярский оборот; в обычной речи его необходимо заменить простым сказуемым

Отец разговаривал со своим четырехлетним сынишкой

4. Избыточное подлежащее-местоимение

Манилов, он был представителем провинциального дворянства

Избыточное подлежащее-местоимение – просторечный оборот

Манилов был представителем провинциального дворянства

5. Нанизывание падежей

1) родительных: Были приняты все меры для обеспечения снабжения населения города продовольствием;

2) творительных: Поступило сообщение об овладении противником крепостью.

Одинаковые падежные формы устраняются путем их замены придаточными предложениями; отглагольные существительные при этом обычно заменяют глаголами

1) Были приняты все меры, чтобы улучшить снабжение горожан продовольствием.

2) Поступило сообщение, что противник овладел крепостью.

6. Включение определяемого слова в состав причастного оборота

Написанная книга замечательным мастером слова имела огромный успех у читателей

Необходимо вывести определяемое слово из состава причастного оборота

1)Книга, написанная замечательным мастером слова, имела огромный успех у читателей.

2)Написанная замечательным мастером слова книга имела огромный успех у читателей.

7. Независимый деепричастный оборот

Проезжая через мост, с меня слетела шляпа.

По нормам русской грамматики, деепричастие обязательно относится к тому же субъекту, что и сказуемое, поэтому независимые деепричастные обороты недопустимы; такие деепричастные обороты следует заменять придаточными предложениями

Когда я проезжал через мост, с меня слетела шляпа.

Таблица 21. Ошибки в строе сложного предложения

Тип ошибки

Пример (-)

Комментарий

Исправленный вариант

1. Разнотипность частей сложного предложения

Сначала приготовляют рассол, а затем разливаем его по банкам

Все части сложносочиненного предложения рекомендуется строить по одной модели

1)Сначала приготовляют рассол, а затем разливают его по банкам.

2)Сначала приготовляем рассол, а затем разливаем его по банкам.

2. Нагромождение придаточных

Я знала, что ты скажешь, что я виновата в том, что мы расстались

Рекомендуется не допускать последовательного соединения однотипных придаточных с одним и тем же союзом и, по возможности, заменять их более простыми конструкциями

Я знала, что ты обвинишь меня в нашем разрыве.

3. Употребление одного союза или союзного слова вместо другого

Рацпредложение Иванова, что он так горячо отстаивал, дало солидный экономический эффект

Союзное слово что в придаточном определительном лишено возможностей согласования и носит разговорный характер

Рацпредложение Иванова, которое он так горячо отстаивал, дало солидный экономический эффект

4. Неверная отнесенность союзного слова

Мчались лошади казаков, которые были покрыты пеной

Союзное слово в придаточном определительном всегда относится к ближайшему существительному главного предложения

1)Мчались казацкие лошади, которые были покрыты пеной.

2)Мчались покрытые пеной лошади казаков.

3)Мчались лошади казаков, покрытые пеной.

5. Смешение прямой и косвенной речи

Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу

При переводе прямой речи в косвенную необходимо изменять личные, возвратное и притяжательные местоимения, учитывая, что косвенная речь ведется от лица автора

1)Ученик сказал: «Я еще не подготовился к ответу».

2)Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.