Культура речи в таблицах (Таблицы 1-30: Трудности в определении рода существительных. Основные виды фигур (анафора и эпифора, хиазм, антитеза, оксюморон)), страница 7

Существительное в Р. ед.

Существительное в Р. мн.

1. В сочетании с числительными два, три, четыре: два, три, четыре стола.

1. В сочетании со всеми остальными простыми количественными числительными (5, 6, 7…10, 11, 12…20, 30…100, 200…): пять столов, двести столов.

2. В сочетании с составными количественными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре: двадцать два стола, триста сорок три стула.

2. В сочетании со всеми остальными составными количественными числительными: двадцать пять столов, сто сорок семь стульев.

3. В сочетании одушевленных существительных с составными количественными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре: Завод принял на работу двадцать два токаря.

3. В сочетании одушевленных существительных с простыми числительными два, три, четыре: Завод принял на работу двух токарей.

4. В сочетаниях, содержащих обороты два и более, три и более, четыре и более: На каждом этаже установили два и более телефона.

4. Во всех остальных случаях: пять и более телефонов.

5. В сочетаниях с дробными числительными: Высота комнаты – 3,6 метра; длина листа – 7,04 дециметра; вес товара – 6,5 (шесть целых пять десятых) килограмма.

5. В сочетании количественных числительных (кроме два, три, четыре и оканчивающихся на два, три, четыре) со словом половина: Вес товара – шесть с половиной килограммов.

6. В дистрибутивном (распределительном) значении в сочетании с предлогом по числительные два, три, четыре, а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре,  употребляются в винительном падеже, а управляемые существительные – родительном ед. ч.: Каждый учащийся получил по два учебника; Каждый учащийся получил по двадцать две тетради.

6. В дистрибутивном  значении в сочетании с предлогом по числительные двести, триста, четыреста употребляются в винительном падеже, а управляемое сущ. – в Р. мн.: Каждый студент получил по двести рублей

7. В дистрибутивном  значении в сочетании с предлогом по все остальные числительные употребляются в дательном падеже, а управляемое сущ. – в Р. мн.: Каждый учащийся получил по пяти тетрадей; Каждый студент получил по двадцати шести тетрадей.

Таблица 13. Условия употребления собирательных и количественных числительных

Собирательные числительные употребляются:

Количественные числительные употребляются:

1. в сочетании с личными сущ. мужского и общего рода: двое мужчин, трое друзей, четверо пьяниц

1. в сочетании с сущ. женского рода: две женщины, три подруги

2. в сочетании с сущ. дети, ребята, девчата, лица (в значении ‘люди’): двое детей, трое лиц, пятеро девчат.

2. в сочетании с сущ. м. р., обозначающими лица высокого ранга: два царя, три генерала, пять депутатов

3. в сочетании с сущ., обозначающими детенышей животных: двое волчат, трое поросят, семеро козлят.

3. в сочетании с сущ., обозначающими взрослых животных: два волка, три свиньи, семь кабанов.

4. в сочетании с парными сущ. и с сущ. Pluralia tantum: двое ножниц, трое суток, четверо носков, пятеро брюк. Искл: перчатки, сапоги: три пары перчаток, четыре пары сапог.

4. в сочетании с парными сущ. при наличии слова пара (две пары брюк, носков), а также с сущ. Pluralia tantum, если предметов больше пяти: шесть суток, девять саней.

5. в сочетании с местоимениями их, вас, нас и с прилагательными, перешедшими в существительные: нас четверо, семеро смелых.

5. Если лиц больше семи, употребляются количественные числительные с добавлением слова человек: нас двенадцать человек; восемь человек знакомых.

6. Примечание. Во всех случаях, где возможны колебания в употреблении собирательных и количественных числительных (двое студентов – два студента, трое поросят – три поросенка и т. п.) в книжных стилях следует отдавать предпочтение количественному числительному.