Для первого варианта наилучшими условиями является горизонтальная площадка со спокойным микрорельефом. Всякое отклонение от этого условия будет вызывать затруднения при размещении промышленных объектов. Даже минимальное изменение этих условий потребует дополнительных строительных и эксплуатационных затрат. Величина этих затрат при одном и том же грузопотоке будет увеличиваться пропорционально длине пути и уклону.
Для остальных трех случаев горизонтальность площадки не обязательна и условия рельефа могут быть более разнообразны. И в этих случаях тот или иной вид транспорта выбирается в зависимости от рельефа и типа перевозимых грузов.
2.3.6. Рельеф территории и выбор площадок при строительстве городов и других населенных пунктов
Выбор площадок для строительства города или поселка в какой-то степени предопределен выбором территории для промышленного строительства, хотя выбор промышленной площадки в свою очередь зависит от наличия мест, удобных для селитьбы.
Современный город обладает сложным техническим хозяйством (городской транспорт, водопровод, канализация и др.), нуждающимся в определенных условиях рельефа. Поскольку вопросы взаимозависимости водо-снабжения, канализации и рельефа уже анализировались выше, в данном разделе они не рассматриваются. Следует лишь отметить, что рельеф, определяя конфигурацию водопроводной сети и положение водонапорных башен, оказывает сильное влияние на расположение зон этажности. Обычно понижениям в рельефе соответствуют зоны многоэтажной застройки.
Современный город надо рассматривать как сложный объект, состоящий из ряда элементов. Главными из них являются квартал и улица. Эти элементы определенным образом связаны с рельефом местности. Рас положение зданий в условиях сложного рельефа в известной мере определяет рисунок улиц и кварталов.
В простирании улиц часто находят отражение и другие, главным образом экономические факторы. Обычно сетка улиц состоит из линий, параллельных горизонталям, и линий, им перпендикулярных. Улицы - это транспортные артерии города. Наибольшую транспортную нагрузку выполняют основные магистрали города. Большей пропускной способностью обладают магистрали с широкой проезжей частью для обеспечения беспрепятственного скоростного движения транспорта; пропускная способность за" висит от вида транспортных средств и продольных уклонов улиц.
Городской транспорт подразделяется на рельсовый и безрельсовый. Для всех видов транспорта наиболее благоприятен продольный профиль, приближающийся к горизонтали. Всякое отклонение от горизонтали вызывает уменьшение скорости движения городского транспорта, дополнительные затраты энергии для преодоления подъемов, к тому же ограничивается выбор направления магистрали, увеличивается объем земляных работ и т.п.
Другим важным элементом города является квартал. Идеальным рельефом каждого квартала будет такой, который обеспечивает некоторое превышение центра квартала над отметками улиц, ибо только в этом случае происходит нормальный сток дождевых вод. Нарушение стока ухудшает санитарные условия квартала. Таким образом, вся территория города в идеальном случае должна состоять из ряда плоских холмов. При этом относительные превышения холмов зависят от размеров квартала. При площади квартала в 3 га относительное колебание высот не должно быть меньше 0,4 и более 6,8 м. При площади квартала в 9 га эти размеры соответственно будут 0,75 и 12,0 м.
Для нормальной работы транспорта, водоснабжения и канализации наиболее удобно прокладывать улицы по линиям тальвегов и водоразделов. При этом к улицам, заложенным вдоль тальвегов, приурочивается проложение магистральных коллекторов сточных вод, по водораздельным улицам прокладываются линии магистральных водопроводов. Обычно естественный рельеф не соответствует заданным нормам строительства. Комплекс мероприятий по приведению естественного рельефа к заданному достигается вертикальной планировкой, стоимость которой нередко входит существенной частью в общую сумму строительных расходов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.