Рельеф и водный транспорт. Если территория обладает значительно разветвленной сетью водных путей, то существенная часть грузов перевозится водным транспортом. Это в первую очередь касается перевозок массовых грузов (лес, руда, строительные материалы, уголь, продукты сельского хозяйства и т.п.).
Известно, что сток поверхностных вод формируется под воздействием ряда природных факторов. На характер водотоков большое влияние оказывает рельеф местности. В свою очередь, формы рельефа, созданные текучими водами (овраги, балки, речные долины), являются главными элементами рельефа. В форме этих элементов рельефа содержится информация, которая позволяет различно оценивать судоходные возможности их русел. Так, например, весьма резко различаются долины горных и равнинных рек. Более тщательное геоморфологическое изучение поймы и русла, как элементов рельефа, позволяет сделать ряд важных суждений о пригодности рек для транспортных целей.
Реки с точки зрения их транспортных возможностей разделяют на сплавные и судоходные, различающиеся глубиной, шириной судоходного хода и радиусами закругления русел. Для судоходства минимальные глубины рек на перекатах должны быть не менее 3,5 м. Сплавные реки имеют меньшую глубину и большую скорость течения. В настоящее время критериями оценки реки как сплавной транспортной магистрали практически не пользуются, хотя показатели извилистости русла, наличие в нем островов, количество проток безусловно должны представлять интерес. Характер берегов и поймы, наличие или отсутствие речных террас определяют место выбора лесных пристаней и запаней. Они наиболее часто располагаются в устьях сплавных рек и у мест их пересечения с железнодорожными магистралями.
Оценка рельефа территории для судоходных рек прежде всего связана с оценкой русла и русловых процессов фарватера , а также с выбором места речного порта. Особенно важна оценка при реконструкции водной системы. Превращение реки в ряд водохранилищ вызывает существенную перестройку рельефа, особенно в пределах береговой полосы. рельеф при этом должен рассматриваться с точки зрения непосредственного его влияния на выбор порта, глубину фарватера, на условия подходов к порту, якорные стоянки, условия сооружения набережных, устойчивость берегов, заиление водохранилища в целом и его частей в отдельности, подпор грунтовых вой и заболачивание территории. Макрорельеф территории оказывает влияние на направление и силу ветра, который в свою очередь определяет направление и силу волнения и связанных с ним волновых рельефообразующих процессов.
Рельеф и воздушный транспорт. Доля воздушного транспорта в системе грузо- и пассажиропотоков, как правило, невелика. Исключение представляют лишь труднодоступные горные районы и районы дальнего севера. Выбор авиационной трассы в равнинных условиях рельефом не предопределен, и лишь расположение аэродромов требует специальной его оценки. Рельеф местности в горах (абсолютная и относительная высота, густота расчленения, ширина долин и др.) оказывает существенное влияние на авиатранспорт, так как определяет тип самолетов для местных линий. Оценка рельефа местности для создания аэродромов строго связана о техническими свойствами самолетов.
Площадка, отведенная для аэродрома, должна обладать спокойным рельефом и размерами, достаточными для расположения взлетных полос и зон отчуждения, .необходимых для подходов и маневров самолетов при взлете и посадке. Размер взлетных площадок, а также зоны отчуждения зависят от ряда технических величин самолетов (посадочная скорость, угол взлета и посадки). Рельеф определяет конфигурацию аэродромов и ориентировку взлетных полос.
При прочих равных условиях аэродромы следует располагать на плоских возвышенных местах междуречий или на низких террасах в расширениях долины. Крайне нежелательны в пределах аэродрома явления эрозии, просадок, мерзлотных пучин, оползней, карста и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.