Организационные вопросы обеспечения надежности радиоэлектронных средств при разработке, производстве и эксплуатации, страница 9

-  методика проведения расчета-обоснования ЗИП;

-  порядок пополнения комплектов ЗИП.

В самом общем плане обычно задается к разработке три варианта комплектов ЗИП:

а)   индивидуальный ЗИП (иногда его называют одиночным), придаваемый к каждому изделию и предназначенный для использования эксплуатирующим персоналом на текущем ремонте;

б)  групповой ЗИП, придаваемый на группу одинаковых изделий и предназначенный для использования специальными  ремонтно-техническими организациями потребителя при текущем и среднем ремонте;

в)  ремонтный ЗИП - поставляется в организации потребителя, занимающиеся капитальным ремонтом изделий. Ремонтный ЗИП комплектуется в объемах, обеспечивающих проведение капитального ремонта нескольких образцов изделия (конкретное количество устанавливается в техническом задании на разработку аппаратуры или в РУКе).

Приведенная градация ЗИПов чаще всего применяется для военной техники. Для гражданской продукции есть некоторые особенности, которые также уточняются при эскизном проектировании.

Дело в том, что единого документа, определяющего принцип комплектования, использования и пополнения ЗИПов для всех видов продукции, выпускаемой в стране, нет. В настоящее время по различным направлениям действуют свои нормативы и требования.

Мы уже упоминали об отраслевом стандарте для радиоэлектронной аппаратуры, о ГОСТе для военной техники»

Существуют свои правила, например, для медицинской техники, для техники связи, для сельскохозяйственной техники и т.д.

Важно усвоить то, что согласовывая принципы комплектования ЗИПов к разрабатываемой аппаратуре, необходимо исходить, в первую очередь, из интересов потребителей, желающих иметь высоконадежную. легко и оперативно восстанавливаемую технику. Ипри всем при этом нельзя забывать об экономике, о стоимости.

То есть вновь и вновь мы говорим о неких средних решениях, учитывающих интересы и покупателя и продавца.

И последним аспектом, касающимся обеспечения надежности при эскизном проектировании, рассмотрим определение    (предварительное) видов технического обслуживания и объема работ при нем.

Любая техника при эксплуатации нуждается в обслуживании. Виды обслуживания и его объемы могут существенно различаться в зависимости от сложности аппаратуры, ее назначения, условий эксплуатации. Чем сложнее техника, чем ответственнее функции, которые она выполняет, тем чаще и объемнее она должна обслуживаться. Конечно, есть способы уменьшения объема ухода за аппаратурой. Однако   эти способы, как правило, связаны с существенным удорожанием изделий. Так, например, элементы подвески, трансмиссии автомобиля, нуждающиеся в смазке, можно сделать (и делают) необслуживаемыми. Но для реализации этого необходима дорогая всепогодная смазка, обладающая при этом длительными сроками сохраняемости, а также дополнительная надежная конструктивная защита элементов от внешних воздействий, что, естественно, обходится недешево.

Значит, опять, как и в вышерассмотренных проблемах, при проектировании ищется паллиативное решение.

Определенные в эскизном проекте виды и ориентировочный объем техобслуживания разрабатываемой аппаратуры неизбежно скажутся на схемно-конструктивном решении разработки. Подтвердим это на примере.

Лишь сравнительно недавно начала культивироваться идея   так называемого   техобслуживания по техническому состоянию (наиболее активно ее начали внедрять в, начале девяностых годов в авиационной аппаратуре). Дело здесь вот в чем до сего времени по многим видам техники разработчики закладывают в документацию обязательные работы по техобслуживанию через; заданные интервалы времени (независимо от состояния самой техники). В соответствии с требованиями документации обслуживающий персонал через заданные часы эксплуатации начинает разбирать, промывать, прочищать» например, антенно - волноводные системы, узлы передатчиков, приемных систем и т.д. Практика показывает, что при этом из-за недостаточно квалифицированной и качественной сборки, разборки, регулировка могут быть внесены неисправности в изделие. Существо же техобслуживания по техническому состоянию в том, что обслуживание ответственных систем производится лишь тогда, когда установленные разработчиком некие информативные параметры достигают заданного предельного значения. При этом оценка параметров должна производиться встроенным контролем.