- методика проведения расчета-обоснования ЗИП;
- порядок пополнения комплектов ЗИП.
В самом общем плане обычно задается к разработке три варианта комплектов ЗИП:
а) индивидуальный ЗИП (иногда его называют одиночным), придаваемый к каждому изделию и предназначенный для использования эксплуатирующим персоналом на текущем ремонте;
б) групповой ЗИП, придаваемый на группу одинаковых изделий и предназначенный для использования специальными ремонтно-техническими организациями потребителя при текущем и среднем ремонте;
в) ремонтный ЗИП - поставляется в организации потребителя, занимающиеся капитальным ремонтом изделий. Ремонтный ЗИП комплектуется в объемах, обеспечивающих проведение капитального ремонта нескольких образцов изделия (конкретное количество устанавливается в техническом задании на разработку аппаратуры или в РУКе).
Приведенная градация ЗИПов чаще всего применяется для военной техники. Для гражданской продукции есть некоторые особенности, которые также уточняются при эскизном проектировании.
Дело в том, что единого документа, определяющего принцип комплектования, использования и пополнения ЗИПов для всех видов продукции, выпускаемой в стране, нет. В настоящее время по различным направлениям действуют свои нормативы и требования.
Мы уже упоминали об отраслевом стандарте для радиоэлектронной аппаратуры, о ГОСТе для военной техники»
Существуют свои правила, например, для медицинской техники, для техники связи, для сельскохозяйственной техники и т.д.
Важно усвоить то, что согласовывая принципы комплектования ЗИПов к разрабатываемой аппаратуре, необходимо исходить, в первую очередь, из интересов потребителей, желающих иметь высоконадежную. легко и оперативно восстанавливаемую технику. Ипри всем при этом нельзя забывать об экономике, о стоимости.
То есть вновь и вновь мы говорим о неких средних решениях, учитывающих интересы и покупателя и продавца.
И последним аспектом, касающимся обеспечения надежности при эскизном проектировании, рассмотрим определение (предварительное) видов технического обслуживания и объема работ при нем.
Любая техника при эксплуатации нуждается в обслуживании. Виды обслуживания и его объемы могут существенно различаться в зависимости от сложности аппаратуры, ее назначения, условий эксплуатации. Чем сложнее техника, чем ответственнее функции, которые она выполняет, тем чаще и объемнее она должна обслуживаться. Конечно, есть способы уменьшения объема ухода за аппаратурой. Однако эти способы, как правило, связаны с существенным удорожанием изделий. Так, например, элементы подвески, трансмиссии автомобиля, нуждающиеся в смазке, можно сделать (и делают) необслуживаемыми. Но для реализации этого необходима дорогая всепогодная смазка, обладающая при этом длительными сроками сохраняемости, а также дополнительная надежная конструктивная защита элементов от внешних воздействий, что, естественно, обходится недешево.
Значит, опять, как и в вышерассмотренных проблемах, при проектировании ищется паллиативное решение.
Определенные в эскизном проекте виды и ориентировочный объем техобслуживания разрабатываемой аппаратуры неизбежно скажутся на схемно-конструктивном решении разработки. Подтвердим это на примере.
Лишь сравнительно недавно начала культивироваться идея так называемого техобслуживания по техническому состоянию (наиболее активно ее начали внедрять в, начале девяностых годов в авиационной аппаратуре). Дело здесь вот в чем до сего времени по многим видам техники разработчики закладывают в документацию обязательные работы по техобслуживанию через; заданные интервалы времени (независимо от состояния самой техники). В соответствии с требованиями документации обслуживающий персонал через заданные часы эксплуатации начинает разбирать, промывать, прочищать» например, антенно - волноводные системы, узлы передатчиков, приемных систем и т.д. Практика показывает, что при этом из-за недостаточно квалифицированной и качественной сборки, разборки, регулировка могут быть внесены неисправности в изделие. Существо же техобслуживания по техническому состоянию в том, что обслуживание ответственных систем производится лишь тогда, когда установленные разработчиком некие информативные параметры достигают заданного предельного значения. При этом оценка параметров должна производиться встроенным контролем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.