Системное психологическое исследование индивидуальности в социальной работе: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология»

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Сибирский государственный индустриальный университет

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

СИСТЕМНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии). Специальность 350500 «Социальная работа»

Новокузнецк

2002

ББК 88.59

Системное психологическое исследование индивидуальности в социальной работе:        Метод. указ./  Сост.: С. Г. Колесов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 25 с.

Изложены рекомендации по психологическим исследованиям.

Предназначены   для студентов специальности «Социальная работа» (350500)

Рецензент–кафедра гуманитарных дисциплин Кузбасский филиал  ВлЮИ МЮ РФ (зав. каф. Т. Ф. Ивашкевич)

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические рекомендации  непосредственно связаны с профессиональной деятельностью социального работника, неотъемлемой частью которой является психологическая помощь людям – пенсионерам, инвалидам, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и т. д.

Актуальность данного издания диктуется потребностями в постоянном поиске социально-психологических методов, обеспечивающих наиболее подлинное понимание проблем человека, как индивидуальности, нуждающегося в социальной защите, поддержке, помощи.

Новизна содержания данных методических рекомендаций обусловлена системно-структурным методом изучения личности, как объекта социальной работы, реализуемого в разностороннем её изучении (психологическом, социальном). В данном случае имеются в виду такие сферы личности: а) отношения с людьми, проявляющиеся в различных контактах; б) временные ориентации, выраженные в различных ситуациях жизни; в) представление человека о том, кем он   является среди других людей; г) главное и второстепенное по критерию значимости для человека; д) отношение человека к своему здоровью, выражающееся в постоянной, ситуативной, либо случайной заботе о нём.

Данный метод анализа вышеназванных сфер личности позволяет избежать шаблонности в её оценках т. к. её изучение происходит на основе приобретения индивидуальной информации.  Пять сфер (элементов), личности как объекта социальной работы, которые указаны выше, более полно отражают её биосоциальную сущность. Во-первых, на наш взгляд, центральной проблемой личности является – соматический (телесный) фактор, в который входит возрастной, половой критерий её индивидуально-психологической оценки, определяющий в конечном итоге уровень социальных мер (защита, помощь, поддержка и пр.). Т. е. каждому человеку свойственно по-разному давать себе психологический отчёт в том, насколько адекватно (реально) он оценивает свою физическую состоятельность, либо несостоятельность, представляя  сложившиеся жизненные трудности.

Объектом социальной работы служат люди, которые  нуждаются в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, подростки, попавшие в делинквентную группу и т. д. В данном случае эти люди нуждаются, прежде всего, в психологической помощи, которая реализуется как групповыми, так и индивидуальными методами изучения поведения этих людей.

В силу того, что субъектом социальной работы являются  как организации, так и люди, ведущие социальную работу, то её средствами психологической помощи – методики, методические приёмы, методы (эксперименты, наблюдения и пр.) и т. д. Индивидуально-психологические методы как средства социальной работы несут в себе две составляющие: а) исследовательскую; б) терапевтическую.

Во-первых, любой психологический метод даёт возможность социальному работнику получить информацию о человеке, т. е. исследовать его как личность. Во-вторых, приёмы психотерапии, например, в виде индивидуальной беседы помогают человеку совместно с психотерапевтом осознать личностные проблемы, пути их преодоления, сформулированные посредством речевых  фраз, предложений, – предполагают терапевтическую составляющую.

Т. е. предметом психологической составляющей в системе социальной работы  является психологическая помощь, которую оказывает социальный работник, опираясь на  методы системного исследования индивидуальностей.

Глава 1. Общие представления о системно-структурных

исследованиях  личности и индивидуальности в психологии

1. 1. Понятие «система» в психологии

Система – это понимание явления, взятого за целое и состоящего из взаимосвязанных элементов и подсистем их объединяющих, но большего, чем только сумма этих его компонентов (элементов)[1]. Данное определение понятия «система» далеко не единственное. Так, Р. С. Немов давая определение системы, определяет её как совокупность качественно различных элементов, связанных друг с другом сложными и динамическими отношениями[2]. В. А. Ганзен предложил «системные представления в психологии», которые могут выражать любое психическое явление в нескольких базисах (элементах), например, пяти базисах (пентабазис)[3]. В данном случае речь идёт о том, что личность, как и другие психические явления, можно представить в виде пяти элементов, которые отвечают принципу «достаточности» системы, описываемой нами[4].

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
127 Kb
Скачали:
0