Системное психологическое исследование индивидуальности в социальной работе: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология», страница 7

Существует общность людей, где все они объединены в более обширные группы, чем тип. Подобной группой может оказаться дефиниция (подразделение) вид, который может объединять в себе людей наряду с единичными признаками ещё с несколькими другими. Например, какой-то индивид X является выраженным холериком, в данном случае он принадлежит ко всем тем, кто представляет данный тип. Предположим, что этот X, кроме этого принадлежит ещё и к зрительному типу представлений. Т. е. такому типу, объём которого не перекрывается типом сангвиников, не находится с ним в иерархическом отношении как высший надкласс и не подчиняется ему как подкласс, а перекрещивается (частично пересекается) с ним произвольно. То же может происходить и с любым другим типом. Всё это даёт картину постоянных пересечений, отличающихся своей необозримостью и неразборчивостью от ясной системы видов.

Например, если необходимо установить индивидуальные психологические различия между людьми, которые имеют постоянное рабочее место, жильё и “бомжами” (людьми без постоянного места жительства и работы). Индивидуальные и груповые психологические  различия могут быть установлены на основании особости отношения этих людей к собственному социальному окружению, личным интересам, способностям, жизненным перспективам, а также к оценкам образа жизни.

Т. о., в целях индивидуального подхода в социальной работе как к личности, так и к группе людей психологический метод исследования связан с определёнными уровнями дифференциации – выявлением индивидуальных различий одного человека от другого, либо типологических (групповых) различий. В этом и другом случае эти различия устанавливаются на основании отдельных признаков, харакатерных как отдельным людям, так и отдельным группам людей.

Глава 3. Методы психологического исследования

 индивидуальности в социальной работе

3.  1. Методика системного психологического исследования индивидуальности

«Методы (методики) психологического исследования, как считал   Б. Г. Ананьев, являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносиологическими объектами психологической науки[19]».

Методика системного психологического исследования индивидуальности относится к диалогическим методам, создана автором данных  методических рекомендаций (Колесовым С. Г.) в целях изучения человеческой  индивидуальности как явления целостного и недилимого. Она основана на системно-структурных представлениях о человеческой индивидуальности, что её структура состоит из пяти таких компонент:

а) пространственная – это социальное окружение индивидуальности, которое представлено друзьями, товарищами, родственниками и т. д. В рамках этой компоненты (подструктуры) выявляются отношения индивидуальности к людям;

б) информационная – это совокупность знаний об индивидуальности как о её особости ннтересов, убеждений, потребностей и т. д. Это то, что является информацией о человеке, когда он даёт ответ на вопрос: «Кто вы в отличие от других в системе своих интересов, склонностей и т. д.?»;

в) энергетическая – это представления об индивидуальности как о совокупности её деятельностных особостях. Например, выявляются особенности индивидуальности в тенденциях достижения целей и избежания неудач; склонностях переформулирования целей, либо полного отказа от реализации поставленных целей;

г) временная – это представления об индивидуальности как о её особостях связей прошлых, настоящих, будущих событий. Это то, – какие события (прошлые, настоящие, будущие) берутся за основу приобретения индивидуального опыта. 

д) соматическая  – это совокупность представлений, установок, оценок  индивидуальности на своё телесное Я; суждений о своём долгожительстве и, наоборот; реальных возможностей контролировать своё здоровье и пр.

Процедура проведения исследования. Исследование проводится в индивидуальном варианте и состоит из пяти этапов. Экпериментатору целесообразно все этапы планировать так, чтобы исследование проходило не в один день, а в несколько. Это исключает проблему утомляемости как самого исследователя, так и испытуемого.