Системное психологическое исследование индивидуальности в социальной работе: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология», страница 2

«Психической системой мы  будем считать интеграцию упорядоченных единиц (элементов) психической деятельности, возникающих на основе взаимодействия индивида с его средой» (Лингарт, 1970). Как считал автор данного определения психической системы, что она в любой момент своего существования находится на определённом уровне активности. Под активностью понимается способность системы действовать на окружающие системы и изменяться (развиваться) на основе своих внутренних структур.

На современном этапе развития психологии существует два вида психологических систем: статическая и динамическая. Долгое время в отечественной психологии считалось, что статические системы вполне достаточны для описания психических явлений и могут быть полезными в системных психологических исследованиях. В конце 70-х и начале  80-х годов 20-го столетия В. Д. Шадриков не согласился с этой точкой зрения на полезность статических систем в психологической науке: «Динамическая система – это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих компонентов и связей между ними при сохранении функции»[5].

Т. о., на данный момент в психологии принято считать, что системное представление о психических явлениях, как явлениях развивающихся во времени, связанных с изменением состава входящих компонент, сохраняя при этом отдельные функции, является во многом динамическим, чем статическим в изменении на основании своих внутренних структур.

1. 2.  Понятие «структура» в психологии личности

Структура – объективно существующее взаимодействие реально существующего психического явления, взятого за целое (в частности, личности), и также реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей.

В структуре личности по К. К. Платонову выделяются такие элементы: 1) направленность; 2) опыт; 3) особенности психических процессов; 4) психофизиологические процессы. Одновременно структурные элементы Платоновым представляются иерархическими уровнями, которые морфологичны и функциональны при динамической изменчивости. Характер и способности для него являются наложенными элементами в общей организации личности, но понимаются как особенности личности. Данная формулировка  отражает сущность личности с учётом главной её детерминанты сознания[6].

В. С. Мерлин исходил из двух подструктур личности, называемых "группами индивидуальных особенностей". Данный автор ввёл понятие «интегральная индивидуальность», которая понимается им как целостная характеристика индивидуальных свойств человека и изучаемая не только психологией, но и всеми науками о природе и обществе.

К первой группе - "свойствам индивида", как считал В. С. Мерлин, относились: 1) темперамент; 2) индивидуальные качественные особенности психических процессов; ко второй - "свойства индивидуальности", имеющей три подструктуры: 1) мотивы и отношения; 2) характер; 3) способности. Связи этих подструктур определяли и социально-типическое, и индивидуально-личностное в структуре «личность»[7].

С особой важностью, применительно к современной ситуации, когда существует очень большой интерес к методам изучения личности в рамках предмета «Социальная работа», мы обращаем внимание на междисциплинарные исследования личностно-индивидуальных свойств на стыке таких наук, как психология  и социальная работа. Именно особое внимание в изучении личности, как уже говорилось во введении, должно уделяться пяти компонентам в её структуре индивидуально-психологических особенностей: а) личностному общению; б) возрастным особенностям; в) оценкам себя в рамках социума; г) интересам, убеждениям, установкам и т. д.;          д) оценкам соматического состояния. Если опереться на определение понятия психологической структуры, то эти названные элементы находятся в тесной взаимосвязи, т. е. изменение любой компоненты накладывает существенный отпечаток и на другие компоненты, и на всю структуру в целом.