Системное психологическое исследование индивидуальности в социальной работе: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология», страница 4

«Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека» – так определил индивидуальность Ф. Т. Михайлов[12]. В данном явлении  индивидуальность, согласно автору этого определения, входят индивидуально неповторимые особенности, которые относятся к функционированию человека в качестве организма, и те, которые относятся к уникальным свойствам его личности.

На современном этапе развития психологии рассматривается структура индивидуальности и личности, которая основана на теоретических и экспериментальных исследованиях, где определённое место принадлежит потребностям, мотивации, темпераменту, способностям, направленности, характеру и т. д. (Б. Г. Ананьев,         Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицин, В. М. Русалов, Э. А. Голубева).

Необходимо отметить, что исследование всех вышеназванных подструктур индивидуальности происходит на трёх уровнях:

Первый – психофизиологический – относится к диагностике типологических свойств нервной системы: общих (безусловнорефлекторных), имеющих значительную генетическую обусловленность сила – слабость, лабильность – инертность и пр. Это уровень включает характеристики анализаторов, что при диагностике специальных способностей, например музыкальных, математических. Изучение индивидуальных различий на этом уровне позволяет измерять некоторые природные предпосылки, входящие в структуру задатков способностей.

Второй – психологический – включает определение индивидуальных способностей познавательных процессов (восприятие, память, мышление и речи), а также особенностей темперамента (эмоциональности, тревожности и т. д.), мотивации, характера в той мере, в которой разработаны методики их диагностики.

Третий – поведенческий – предполагает: определение успешности деятельности за длительный период с её дифференцированным анализом; учёт характера межличностных отношений; изучение некоторых особенностей  индивидуального, в частности когнитивного стиля деятельности; определение общих видов направленности – групповой, деловой, эгоистической[13].

Т. о. системно-структурные исследования индивидуальности имеют не только своё теоретическое и экспериментальное значение, но и прикладное значение, которое связано, прежде всего, с отношениями человека к себе, людям, нормам поведения, государству и т. д.

Глава 2. Психологические методы исследования

индивидуальности в социальной работе

2.  1. Характеристика психологических методов в социальной работе

В социальной работе имеют место психологические методы, с помощью которых можно решать психологические проблемы личности, личности в группе, групп людей в системе межличностных отношений.

Психологические методы подразделяются на две группы: индивидуальные и групповые[14].

Подразделение психологических методов социальной работы на индивидуальные и групповые методы является, скорее всего теоретическим допущением т. к. на практике исследователи могут использовать один и тот же метод и в групповых, и индивидуальных целях. Например, метод «беседа» может быть использован как в условиях группового исследования, так и индивидуального. Подобное можно утверждать и о других методах социальной работы.

На современном этапе развития социальной работы выделяют такие психологические методы:

–  Психодиагностические (изучение психологических характеристик личности);

–  психологической адаптации (способствующие приспособлению к изменениям условий социума и условий жизнедеятельности);

–  социально-психологические тренинги и аутотренинги (формирование социальных качеств личности, отношений и приёмов);

–  коррекционные (выработка новых моделей поведения, общения с последующим переносом на новые условия жизни);

–  психологический отбор (определение областей переобучения кадров и комплектование групп);