Системное психологическое исследование индивидуальности в социальной работе: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология», страница 5

–  психотерапевтические (преобразование в структуре личности в форме тренингов, игр и т. д.)

–  комплексные (междисциплинарные исследования в рамках смежных с психологией науками – социология, биология, антропология и др.)[15].

Это многообразие методов продиктовано разнообразием функций, выполняемых социальными работниками в процессе своей  профессиональной деятельности. К этим функциям можно отнести такие:

–  лидер (в рамках проводимых мероприятий);

–  социальный психолог (в процессе социально-терапевтической работы);

–  практический психолог (в ситуации доверительных контактов, решая проблемы клиентов);

–  педагог-психолог (в случае преобразования социума и личности)[16].

Вышеприведённый перечень основных психологических функций социального работника далеко неполон. К ним можно отнести функцию фасилитатора (повышения деятельности клиента), а если социальный работник является лидером, то он при этом может обладать функциями эксперта (имение специальных знаний и навыков, требуемых и ожидаемых социумом) и др[17].

В процессе профессиональной деятельности социального работника не исключается и функция психолога-исследователя (наблюдателя, экспериментатора, дающего определённые научные заключения по поводу изучаемого психологического явления).

Итак, предмет социальной работы, понимаемый как деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, позволяет определить своеобразие психологических методов исследования объекта – индивидуальностей и различные группы людей, – в виде функций субъекта социальной работы (социального работника). Наряду со всеми указанными методами психологических исследований в социальной работе особое место занимают комплексные (системные) методы, позволяющие изучить индивидуальность в системно-структурном её проявлении.

2.  1. 1. Индивидуальные психологические методы исследования в социальной работе

Индивидуальные психологические методы исследования в социальной работе больше связаны со сферой дифференциальных исследований (позволяющих выявить различия по какому-либо признаку), чем общепсихологических (позволяющих определить сходство по тому или иному признаку). Чтобы понять человека как индивидуальность (уникальность), необходимо изучить его с точки зрения отличия от других людей, а не привести полученные знания о конкретном человеке характерных для многих людей. Поэтому методы, о которых пойдёт речь в данном параграфе, имеют отношение больше к дифференциальной психологии, нежели общей.

Дифференциальная психология не может ограничиться исследованием признаков, по которым люди отличаются друг от друга. Более того, для неё важен вопрос о сущности индивидуальности из всей полноты взаимоотношений этих признаков[18].

Чтобы представить проблему психологического изучения индивидуальности в социальной работе, необходимо обратиться к     таблице 2.1.

Таблица 2.1.1.

Представление направлений исследования индивидуальности в социальной работе на примере трёх индивидуальностей

Индив-сть

Признак

A

B

C

a

.

.

.

b

.

.

.

c

.

.

.

Индивидуальность в данном представлении имеет смысл некоего набора признаков (свойств), проявляющихся у людей по-разному. Индивидуальности в таблице представлены заглавными буквами (A, B, C) по горизонтали, а их признаки – маленькими (a, b, c) по вертикали. Знак    « . « (точка) означает наличие отдельных признаков.

На основании этой таблицы можно получить информацию, касающуюся разных уровней исследования индивидуальности.