Системное психологическое исследование индивидуальности в социальной работе: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология», страница 8

На каждом этапе исследователем зачитываются разные по содержанию инструкции, которые обязан понять каждый испытуемый.

Инструкция №1: «В течение нескольких минут попытайтесь рассказать о том, что у вас является особенным (отличным от других людей) в отношениях с людьми разного пола, возраста и интереса. Говорить нужно то, что считаете нужным».

Инструкция №2: «В течение нескольких минут постарайтесь рассказать о том, что вас отличает от других людей, если сравнивать их интересы, склонности к чему-либо с вашими. Чему бы вы отдали предпочтение в первую, вторую, третью очередь? Говорить нужно то, что считаете нужным».

Инструкция №3: «В течение нескольких минут попытайтесь рассказать о том, что у вас особенного в деятельностных характеристиках. Как вы относитесь к поставленным перед собой целям: реализуете их немедленно, отказываетесь от одних и выбираете другие, либо поступаете как-то по-иному?».

Инструкция №4: «В течение нескольких минут попытайтесь рассказать о том, что с вами происходило особенного в прошлом, что происходит сейчас, что, на ваш взгляд, будет с вами в будущем?».

Инструкция №5: « В течение нескольких минут попытайтесь рассказать о том, что у вас особенного в отношении образа жизни, оценок своего внешнего вида и возраста, того, как вы следите за своим здоровьем, питанием, сном и т. д. Сколько лет вы планируете прожить?»

После того, как испытуемый приступил к выполнению задания, указанного в инструкции экспериментатор кратко фиксирует содержание его рассказ в специальном протоколе исследования (Рис. 3.1). Продолжительность каждого из пяти этапов составляет 10-12 минут. После каждого этапа исследования экспериментатор задаёт несколько вопросов испытуемому по содержанию рассказов, кратко фиксируя содержание ответов в протоколе исследования. Каждому этапу исследования соответствует примерный перечень вопросов испытуемому, указанных в приложении  методических рекомендаций. Любой вопрос, задаваемый экспериментатором должен по своей сущности напоминать гипотезу, которая помогает понять ему особость испытуемого в той или иной ситуации из жизни, а ответы испытуемых – основания проверки этих гипотез.  По ходу рассказа испытуемые могут намеренно отклоняться от требований заданных в инструкции. Экспериментатору необходимо напоминать при этом испытуемому о том, чтобы его рассказ соответствовал методическим целям.

Раздел

Рассказ

Краткое содержание рассказа

Ответы на вопросы к рассказу

Критерий подлинности

рассказа

низкий

Средний

высокий

1

2

3

4

5

Рис. 3.1. Протокол системного психологического исследования индивидуальности.

Обработка полученной информации. Как на первом, так и на последующих этапах исследования экспериментатор обязан внимательно наблюдать за поведением испытуемого. Наряду с информацией, которую исследователь получает в процессе прослушивания рассказа испытуемого (логичности – нелогичности, развёрнутости – краткости, лукавости – правдивости), происходит дополнительное изучение его жестикуляции, мимики и пантомимики и т. д. При этом исследователь может оценивать подлинность получаемой информации от испытуемого через конгруэнтность одних средств выражения своих мыслей другим. Имеются в виду, например, соответствия речевых средств телодвижениям рук, выражению лица по ходу рассказа и многое другое. Для наибольшей точности при фиксации получаемой информации в процессе эксперимента экспериментатор отмечает в протоколе раз за разом возможно низкий, либо средний, а то и высокий критерий подлинности рассказа, ответов на вопрос испытуемого. Оценка критерия подлинности осуществляется экспериментатором за счёт собственного опыта в оценках конгруэнтности поведения испытуемого в конкретных ситуациях исследования и наблюдательности.