Существующая технология транспортного обслуживания предприятия ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», страница 8

– ожидающий погрузки автосамосвал должен находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора, и подъезжать под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста, отъезд груженого автосамосвала от экскаватора разрешается также после сигнала машиниста;

– односторонняя или сверхгабаритная загрузка, а также загрузка, превышающая установленную грузоподъемность автосамосвала, не допускается;

– при загрузке автосамосвал должен быть надежно заторможен, но двигатель должен быть включенным;

– ковш экскаватора должен раскрываться на минимальной высоте от днища платформы во избегания повреждений ее и рамы автомобиля.

При установке автосамосвала параллельно оси забоя, на обмен самосвалов затрачивается минимальное время. Автосамосвалы подъезжают к экскаватору всегда в одном направлении и по хорошо укатанной дороге, что позволяет водителям легко ориентироваться при установке машины под погрузку, машинисту экскаватора использовать максимальные скорости при повороте стрелы.

Если автосамосвал установлен под углом к оси забоя, то сокращается угол поворота экскаватора, но возрастает продолжительность маневров самосвала.

Во всех случаях рекомендуется разворачивать автосамосвал на минимальных радиусах поворота на расстоянии не менее 25 м от места установки экскаватора и в сторону, противоположную вышележащему уступу. При ожидании погрузки автосамосвал следует устанавливать с таким расчетом, чтобы обеспечить свободное пространство для маневров впереди стоящего автосамосвала, и разворот для установки под погрузку начинать только после выхода из рабочей зоны загруженного автосамосвала.

В широких забоях, при проходке траншей шириной не менее 19-20 м при большом количестве одновременно работающих автосамосвалов может применяться двухсторонняя установка под погрузку, обеспечивающая непрерывно поточную загрузку машин в забое и наименьшее время на их обмен. Однако возникают трудности при развороте автосамосвалов позади экскаватора и установке их в постоянных местах. Кроме того, затруднен обзор машинистам экскаватора автосамосвала, подаваемого с левой стороны.

Все это осложняет работу машиниста экскаватора, поэтому двухсторонняя загрузка требует высокой квалификации машинистов экскаваторов и водителей автосамосвалов, а также наличия твердой и ровной поверхности рабочей площадке. При работе в скальных породах, когда позади экскаватора складывается негабарит, двусторонняя установка автосамосвала невозможна.

При достаточных размерах рабочей площадки, ровной ее поверхности может также применяться групповая установка автосамосвалов под погрузку, что обеспечивает непрерывную работу экскаватора, однако цикл экскавации и продолжительность маневрирования автосамосвалов в этом случае наибольшие.

В зависимости от способа вскрытия месторождений, параметров системы разработки и режима горных работ подъезд автосамосвалов к экскаватору может быть встречным или попутным, т.е. навстречу направлению отработки или вслед за перемещением экскаватора.

Встречный подъезд применяется чаще, поскольку позволяет применять наиболее рациональные схемы установки автосамосвалов под погрузку,  обеспечивает наибольшую безопасность работы и сокращает время погрузки. При встречном подъезде могут быть применены все основные схемы установки автосамосвалов под погрузку.

Попутный подъезд используется при невозможности или нецелесообразности применения встречного. Например, при кольцевом движении автосамосвалов вслед перемещению забоя, при тупиковой откатке, когда автосамосвалы разворачиваются позади экскаватора. При попутном подъезде автосамосвалы устанавливают под углом к оси забоя, применяя двустороннюю и групповую погрузку.

Для выемки и погрузки взорванных пород и угля в условиях предприятия «К», на рассматриваемых участках  используют одноковшовые экскаваторы.

Выемка и погрузка заключается в черпании разрыхленной горной массы и перемещении ее в транспортное средство или же отвал.