Существующая технология транспортного обслуживания предприятия ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», страница 4

1.4 Характеристика дорожной сети между корреспондирующими пунктами

Карьерные дороги располагаются в пределах горнодобывающих предприятий (обогатительных фабрик, карьеров и отвалов) и предназначены для движения специализированных автотранспортных и других средств (автосамосвалов большой грузоподъемности, самоходных скреперов и др.), обеспечивающих технологический процесс горных работ.

Состояние автодорог определяет степень безопасности и скорость движения самосвалов. В связи с этим необходимо правильно определить основные параметры автодороги.

Определение категорий автомобильных дорог, предельно допустимого уклона, а также расчет их параметров производится в соответствии со СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт» [12].

К основным параметрам автодорог относятся:

- ширина проезжей части;

- число полос движения;

- руководящий уклон;

- ширина маневровых площадок.

Ширина проезжей части. В соответствии с правилами безопасности, ширина проезжей части должна позволять осуществлять встречное движение автосамосвалов, при поперечном расстоянии между ними не менее 1,5 м, а от колеса автосамосвала до края проезжей части дороги – не менее 0,5 м.

Ширина проезжей части постоянных автомобильных дорог разреза равна:

- дороги для перевозки угля – 25 м (III категория);

- дороги для перевозки породы – 23 м (II категория).

Ширина проезжей части забойных автомобильных дорог разреза равна:

- дороги для перевозки угля – 23 м;

- дороги для перевозки породы – 19 м.

Ширина обочин автодорог:

- на поверхности – 2,5 на 2 м;

- в забое – 1,5 на 2 м.

Ширина маневровых площадок. Ширина маневренных площадок зависит от типа и параметров экскаватора, системы отработки месторождений и от характеристики разрабатываемых горных пород. Она составляет не менее 2,5 конструктивных радиусов поворота автосамосвала.

Руководящий уклон. Руководящий уклон на дорогах разреза – 8 %.

Минимальный радиус кривых. Минимальный радиус кривых на дорогах Талдинского разреза составляет 40 м.

Автосамосвалы БелАЗ работают наиболее эффективно на дорогах с твердым покрытием и продольным уклоном не более 8 %. В исключительных случаях уклон допускается до 10 % на отдельных участках дороги, но длина таких участков дороги не должна превышать 50 м.

Пересечения и примыкания автодорог располагаются только на горизонтальных участках с хорошей видимостью.

Устройство дорожного полотна

Дорожная одежда - совокупность конструктивных слоёв дорожного покрытия, выполненных из различных материалов. Дорожная одежда укладывают на подготовленное земляное полотно, обычно на ширину проезжей части. Основное назначение дорожной одежды - придать проезжей части дороги на весь межремонтный срок ровность и шероховатость, необходимые для обеспечения расчётной скорости и условий безопасности движения автомобилей, прочности и долговечности, соответствующих ожидаемому составу и интенсивности движения, а также достаточной устойчивости против влияния климатических факторов. Различают слои покрытия, придающие дорожной одежде требуемые транспортно-эксплуатационные свойства, и слои основания, предназначенные для обеспечения необходимой прочности и устойчивости дорожной одежды.

Существуют различные покрытия карьерных автомобильных дорог:

- капитальные покрытия делаются из цементобетона или асфальтобетона;

- облегченные – черные щебеночные или черные гравийные с пропиткой вяжущими веществами.

Щебеночные, гравийные и шлаковые покрытия применяются на постоянных дорогах, к ним предъявляются более высокие требования из-за высокой интенсивности движения.

Временные дороги планируют бульдозером и распределяют щебень для ликвидации имеющихся неровностей с последующим уплотнением земляного полотна катками. Временные карьерные автодороги, проложенные по рыхлым породам, укрепляют слоем каменных материалов (щебень, шлак, гравий) толщиной 10-40 м. По мере погружения каменных материалов в грунт, под воздействием автосамосвалов, производят повторную подсыпку.