Для постоянных карьерных дорог чаще применяется щебеночное покрытие, при котором основание отсыпается из скальных пород.
Наиболее значимым является верхнее покрытие автомобильной дороги. Если оно находится в неудовлетворительном состоянии, то даже значительное увеличение толщины покрытия не обеспечит достаточной прочности дороги. Для этого верхний слой дорожной одежды тщательно планируют, укатывают и создают необходимый дренаж. Каменные материалы для последующих слоев автодороги целесообразно подбирать по убывающей сверху вниз прочности.
Стоимость дорожный одежд составляет примерно около 70 % стоимости строительства. Поэтому при проектировке дороги необходимо правильно определить оптимальную толщину покрытия. Она не должна быть чрезмерно тонкой – это ведет к быстрому изнашиванию покрытия дороги.
Для того, чтобы обеспечить долговечность дорожного покрытия, каждый слой щебня необходимо уплотнять дорожными катками. Перед укладкой щебня трассу размечают и убирают с нее все лишнее, а также засыпают все неровности дробленной горной массой.
Основанию карьерной дороги придают поперечный профиль. Бульдозером формируют обочины в виде ровных полос и создают место, в которое складируют щебень для покрытия дороги. Укатку щебеночных слоев начинают от обочин к оси дороги, захватывая обочины. Толщина одного укладываемого и уплотняемого слоя щебня не более 20 см. Уплотняемый слой щебня для увлажнения поливают водой. Затем производится расклинцовка слоя тяжелым катком (до 15 т) и полив водой. Если щебеночное покрытие было обработано органическими вяжущими материалами, то воду не применяют.
Важнейшими показателями качества покрытия карьерной автодороги являются ровность и шероховатость. Оптимальное состояние ровности и шероховатости необходимо для обеспечения расчётной скорости и условий безопасности движения автосамосвалов, прочности и долговечности, соответствующих ожидаемому составу и интенсивности движения, а также достаточной устойчивости против влияния климатических факторов.
Низкое качество дорожной одежды приводит к избыточному расходу горючего, преждевременному износу автосамосвалов и отдельных его частей, а как следствие из этого – снижается производительность и эффективность автомобильных перевозок, что ведет к уменьшению прибыльности бизнеса [5].
На предприятии «К» дорожная одежда автодорог на поверхности - щебеночная и щебеночная с поверхностной обработкой (пропиткой битумом), в забое - выравнивающий слой горельника толщиной до 20 см. Для снижения запыленности воздуха в летнее время производят орошение водой автодорог поливомоечными машинами, в зимнее время - очистка от снега бульдозерами и автогрейдерами.
Поверхность покрытия карьерных дорог должна быть ровной. Если на участке длиной, равной базе автосамосвала, имеется более пяти неровностей глубиной 3-5 см или одна неровность глубиной до 10 см с размерами в плане, превышающими пятно контакта шин, то скорость движения самосвала не должна превышать 25 км/ч на данном участке. В том случае, если неровностей много, то скорость движения самосвала должна быть в пределах 15-20 км/ч [23].
С целью обеспечения безопасного движения автотранспорта по технологическим автодорогам планируется внедрить ряд технических и технологических мероприятий.
К организационно-технологическим мероприятиям относятся:
– постоянный контроль и поддержание оградительных и защитных валов;
– исправление отдельных мелких повреждений земельного полотна, водоотливных сооружений, заделка ям, трещин, выбоин;
– исправление просадок, восстановление шероховатости поверхности покрытий;
– исправление профиля дорог на отдельных участках, пропуск воды по канавам и другим водоотливным сооружениям с очисткой их в отдельных местах от ила, снега и льда;
– установка, разборка и ремонт снегозащитных устройств;
– систематическая очистка дорожных покрытий от снега и льда;
– установка аншлагов и знаков на опасных участках автодорог.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.