Существующая технология транспортного обслуживания предприятия ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», страница 7

При выборе места установки автосамосвала под погрузку следует учитывать тип экскаватора ширину и высоту забоя, свойства горной массы и состояние почвы забоя. При этом длительность цикла работы экскаватора должна быть наименьшей, а схема маневрирования автосамосвалов простой.

Почва забоя в пределах полосы, необходимой для маневрирования, подъезда и установки автосамосвала под погрузку, должна во время работы экскаватора очищаться от крупных кусков породы и периодически планироваться бульдозером [13].

На участке открытых горных работ Предприятия «К» применяется типовая схема маневренных передвижений при подъезде к экскаватору, представленная на рисунке 6.

Рисунок 6 – Схема погрузки

При погрузке положение экскаватора относительно забоя и ширина заходки определяется экскавируемостью породы и видом применяемого транспорта.

Часть массива, отрабатываемая экскаватором с одного положения, определяется радиусом черпания от минимального до максимального, и является зоной черпания: фактически отрабатываемая с одного положения зона черпания – забойным блоком. К призабойному пространству относится площадка установки экскаватора и зона разгрузки, ограниченная максимальным и минимальным радиусами разгрузки экскаватора.

При автомобильном транспорте применяется продольная заходка – панели. Ширина заходки широкая. Для подъезда автомашин использовано пространство сбоку. Поскольку перенос и устройство забойных автодорог не требует больших затрат, а средний угол поворота экскаватора уменьшается, техническая производительность его увеличивается при сокращении ширины внутренней части забоя.

Жесткая взаимосвязь между элементами забоя и положением транспортных коммуникаций на участие отсутствует.

Тупиковую схему применяют там, где имеется минимальная по размерам рабочая площадка. Схема используется обычно при проходке узких траншей, однако продолжительность маневров здесь увеличивается из-за движения задним ходом, что приводит к снижению производительности автосамосвала на 30-35%. Кроме того, возрастает опасность при большой интенсивности движения и работе в условиях плохой видимости. Подъезды с тупиковым разворотом применяются при разгрузке автосамосвалов на угольных складах и породных отвалах.

Подъезды с кольцевым или петлевым разворотом обеспечивают достаточно высокую производительность экскаватора, на устройство их требует значительной ширины рабочих площадок и выемки большого объема горной массы при устройстве съездов и траншей.

При применении таких схем возможно встречное движение машин на уступе. Машины следуют одна за другой, и время обмена соответствует продолжительности рабочего цикла экскаватора. При этом движение организовано так, что разворачиваться приходится порожним автосамосвалам. Устанавливать автосамосвалы под погрузку следует с таким расчетом, чтобы экскаватор работал с наименьшим углом поворота, благодаря чему повышается его производительность. Кольцевой и петлевой заезды можно использовать как в пределах забоя, так и за его пределами. Эта схема движения автомобилей эффективна при большой интенсивности движения, в суровых климатических условиях (при плохой видимости и частом обледенении дорог).

Одним из основных условий достижения максимальной производительности экскаваторов и автомобилей является согласованная их работа. В связи с этим, при установке автосамосвалов под погрузку должны соблюдаться следующие условия:

– автосамосвалов желательно устанавливать параллельно оси забоя, что возможно в том случае, если он подъезжает под погрузку навстречу движению экскаватора;

– при подъезде навстречу движению экскаватору автосамосвал следует устанавливать справа от экскаватора, со стороны кабины машиниста;

– загрузка автосамосвала должна производиться сбоку или сзади;

– перенос ковша экскаватора над кабиной автосамосвала запрещен;

– установка автосамосвала должна обеспечивать наименьший угол поворота стрелы экскаватора при погрузке;