Основные принципы управления эксплуатационной работой железных дорог (Глава 3 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 6

На сети выделяют узлы (пункты), являющиеся источниками транспортных потоков или пунктами отправления (истоками), а также узлы (пункты), являющиеся местами назначения потока, или пунктами стока. Термины «исток-сток» характерны для зарубежной литературы по теории транспортных потоков и «пункт отправления - пункт назначения» или «корреспонденция потока»-для отечественной литературы.

Потоки могут быть с единственным пунктом отправления (источником) и с единственным пунктом назначения (стоком). Однако в большинстве случаев при рассмотрении плана формирования, графика движения поездов, разработке планов (оперативных и на более продолжительные периоды) приходится иметь дело с многотерминальными (мультитерминальными) потоками - со многими пунктами отправления и пунктами назначения. Многотерминальные потоки образуются слиянием, объединением однотерминальных потоков на основе принципа аддитивности - сложения транспортных потоков. Принцип аддитивности не может применяться механически, например, для разнородных транспортных потоков. Так, нельзя суммировать пассажирские поезда с грузовыми без предварительного приведения пассажирских поездов к грузовым по степени влияния на использование пропускной способности. Нельзя складывать транспортный поток пассажиров с транспортным потоком грузов. Такие потоки иногда складываются, учитывая специальные оговорки и допущения.

Если обозначить транспортный поток N, принцип аддитивности транспортного потока можно выразить:

где n-число транспортных потоков.

Многотерминальные потоки обычно приводят к однотерминальным, связывая многие пункты отправления и пункты назначения соответственно в один суперисток и суперсток, полагая условно, что суммарный поток берет свое начало в укрупненном пункте отправления и заканчивается в укрупненном пункте назначения.

Если рассматривать поток сложной структуры, а такие потоки характерны для железнодорожных линий, связывающих узлы, то можно рассматривать, анализировать параметры одного потока при неизменных параметрах другого, составлять композицию сложных неоднородных потоков из простых, однородных. Так, например, можно и в ряде случаев необходимо изучать параметры потока грузовых поездов при известном числе пассажирских или параметры потока поездов со скоропортящимися грузами (холодных поездов) при неизменных условиях пропуска остальных категорий поездов и т.д. Транспортный поток таким образом представляет собой композицию многих более простых потоков и имеет свои особенности, связанные с большой массой и скоростью транспортных единиц, способами его регулирования, пропуска, возникновения и погашения на станциях и в узлах.       Он имеет свои законы распределения и параметры, необходимые при расчетах мощности, обосновании технологии и управления транспортными системами.

В каждой транспортной системе могут быть выделены узлы и соединяющие их ребра (линии), причем под данной линией может пониматься расстояние, стоимость перевозки, время перевозки, уровень безопасности и другие категории оценки работы системы.

Анализ потока поездов можно осуществить по принципу «поток-время» (в результате образуются поездо-часы, вагоно-часы) и «поток-расстояние» (поездо-километры, вагоно-километры). Временные и пространственные показатели взаимосвязаны между собой, имеют важное значение. Временные параметры потока - интервалы - и пространственные - блок-участки - влияют на режимы движения: езда под зеленый на зеленый, под зеленый на желтый, под желтый на красный огни светофоров. Эти режимы влияют на скорость продвижения потока. О мощности потока можно судить лишь в том случае, когда известны значения транспортного потока и отрезок времени, в течение которого поток пропущен. Под интенсивностью потока поездов понимают число поездов, пропущенных в единицу времени. Можно рассматривать интенсивность потока за тот или иной отрезок времени как фактически реализованную или прогнозируемую величины. Так, например, часовой темп поступления поездов может характеризоваться последовательностью чисел: 530466402134. Это значит, что в течение 12 ч поезда на станцию поступали с часовым темпом 5, 3, 0, 4 и т.д. Интенсивность оказывает решающее влияние на технологию и управление станцией, использование ее мощностей.