Основные принципы управления эксплуатационной работой железных дорог (Глава 3 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 5

Каждый из принятых вариантов управления развитием системы В1, В2, В3, ..., Вп должен обеспечивать освоение заданной нагрузки, например, пропуск расчетного числа пассажирских, пригородных, грузовых поездов. Тот вариант, который не обеспечивает освоения расчетной нагрузки, исключается из рассмотрения как неконкурентоспособный.

Еще одним принципом системного подхода к разработке способов увеличения мощности транспортных и других объектов является учет ограничений на варианты развития. Такими ограничениями могут быть качество и стоимость земли, экологические требования (газотурбинная тяга исключается в связи с чрезмерным шумом), капиталовложения (вариант, превышающий имеющиеся капиталовложения, не принимается) и т.д.

Заключительным принципом системного подхода к разработке способов развития железнодорожных и других объектов является установление комплексного (общесистемного) критерия, с помощью которого осуществляется сравнение и выбор принятых вариантов. Такими критериями, как правило, являются экономические показатели с дополнительным учетом всех сопутствующих факторов, которые не всегда формализованы и непосредственно учитываются в расчетах. Имеется п вариантов, выбор лучшего (оптимального из числа сравниваемых) осуществляется по максимуму критерия, если, например, в качестве критерия принят доход (прибыль) от работы системы (система исследуется на максимум), или по минимуму, если в качестве критерия сравнения выбран минимум приведенных расходов (система исследуется на минимум). Могут рассматриваться и другие критерии.

В общем виде критерий выбора варианта развития (оптимума) можно представить:

где к, е, т-число различных управляющих переменных; r, t, g - то же фазовых переменных; Nnc, Nnpиг, Nгр -расчетное число пассажирских, пригородных, грузовых поездов (для систем, в которых нагрузкой является поездопоток); j- число дополнительных, как правило, стоимостных параметров.

Кроме оптимального рассматриваются другие, близкие к нему варианты, один из которых может быть принят, если дает не учитываемый в расчетах экономический, эргономический или иной эффект.

Оперативное управление и управление развитием транспортной системы тесно взаимосвязаны: в случаях отставания развития от роста объема работы, достижений научно-технического прогресса и передового опыта работы оперативное управление усложняется, система начинает работать со сбоями, задержками пропуска поездопотоков. Ответственность за развитие транспортных объектов лежит на соответствующих руководителях подразделений железных дорог.

3.3. Транспортные потоки. Нагрузка на транспортную систему

Специалисты по технологии и управлению перевозочным процессом на железнодорожном транспорте в своей производственной деятельности постоянно анализируют, рассчитывают, планируют и прогнозируют транспортные потоки, от объема которых зависят доходы.

Если речь идет об уже выполненных потоках за какой-то прошедший отрезок времени, эти потоки рассматриваются как статистические или отчетные. Мощности транспортных потоков определяются в оперативных планах, рассчитываются и прогнозируются на будущее в перспективных планах и прогнозах. Транспортные потоки предопределяют нагрузки на транспортные системы, от их объемов зависят потребная мощность транспортных систем в целом (станций, депо, участков,  полигонов),  потребность в подвижном составе, топливе, материалах и других ресурсах. Они необходимы в качестве исходных данных при разработке технологии и расчетах мощности всех типов станций, расчете плана формирования и графика движения поездов, составлений технических и технологических документов.

Каждый узел, станция, соединяющая их линия имеют свою характеристику. Максимальный поток, который может быть пропущен по элементам сети в единицу времени, составляет пропускную (перерабатывающую) способность элементов сети или всей сети в целом. Транспортный поток представляет собой нагрузку на транспортную сеть: чем больше поток, тем выше нагрузка. В общей теории транспортных потоков решают две сложные задачи. Первая состоит в определении оптимального транспортного потока на существующей транспортной сети или ее элементах. Если поток превышает это значение, сеть будет работать в режиме перегрузок, с задержками, заторами, отказами, экономическими потерями. Решение второй задачи устанавливает оптимальную мощность сети для пропуска заданных или спрогнозированных потоков.