Основные принципы управления эксплуатационной работой железных дорог (Глава 3 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 11

Эксплуатационные отказы возникают вследствие нарушений установленных правил    эксплуата-ции (ПТЭ, инструкций, приказов МГТС, начальников   и   отделений   дорог), нарушений технологических процессов или вследствие влияния непредусмотренных внешних воздействий (незапланированное         увеличение транспортного потока на входе системы, внешнее нарушение регулировочной дисциплины при поступлении порожних вагонов, воздействие погоды и др.).

Всякая задержка поезда, готового к отправлению на участок, приема его на станцию или задержка пропуска, не предусмотренная графиком движения или технологией работы станции, воспринимается как отказ в работе станции, участка. Задержки поездов, вагонов могут происходить также по коммерческим причинам в связи с нарушением правил погрузки, выгрузки, оформления документов, плана формирования поездов, недостоверной информацией, разъединением вагонов и документов и т.п.

По природе возникновения все эксплуатационные отказы можно разделить на: отказы технических средств; организационно-технологические отказы, не связанные непосредственно с износом, поломками, ухудшением параметров работы технических средств.

Отказы технических средств разделяют на отказы постоянных устройств (пути, автоматики, телемеханики и связи, контактной сети и др.) и отказы подвижного состава (локомотивов и вагонов). Организационно-технологические отказы, в свою очередь, можно разделить на отказы, связанные с полным заполнением графика движения поездов в тот или иной период суток, отсутствием локомотивов или локомотивных бригад, полным заполнением путей, парков станций, несвоевременной обработкой, расформированием, формированием грузовых поездов, несвоевременной подготовкой в рейс и задержками экипировки пассажирских поездов, нарушениями плана формирования, ошибками в информации, оформлении документов, коммерческим браком, нарушением правил погрузки грузов. Все названные организационно-технологические отказы могут иметь и объективные причины, связанные с эксплуатационной обстановкой на полигоне, и необъективные, вызванные противоречиями в процессе управления. Большинство организационно-технологических отказов являются групповымиперемежающимиотказами - многократно возникающими сбоями одного и того же характера, которые периодически повторяются по разнообразным причинам задержек транспортного потока.

Совершенствование подвижного состава и технической базы - очень важная часть проблемы надежности работы   железнодорожного   транспорта. Достаточный уровень пропускной и перерабатывающей способностей, пропорциональное развитие железнодорожных направлений, узлов, станций, депо оказывают большое влияние на надежность эксплуатационной работы сети.

Теория надежности устанавливает и изучает количественные и качественные критерии надежности и исследует связь между показателями экономичности, эффективности, надежности. Основные количественные показатели работоспособности и безотказности - надежность, время безотказной работы.

Показатель надежности определяют, исходя из вероятностных и статистических предпосылок. Статистические определения показателей надежности в большей степени соответствуют практическому расчету на основе статистических выборок и наблюдений. При неограниченном увеличении числа наблюдений статистические значения показателей надежности приближаются (сходятся по вероятности) к вероятностным.

Вероятность безотказной работы системы в интервале времени от 0 до t0можно формализовать (рис. 3.4):

, где  - время безотказной работы системы до отказа; - функция распределения отказов.

Рисунок 3.4 – Функция надежности и отказов