Основные принципы управления эксплуатационной работой железных дорог (Глава 3 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 3

непосредственное взаимодействие с производством - технологические маршруты установленного расписания, подвод передаточных поездов о заранее обусловленных договором  периодах  суток  и  т.п.

Принцип дифференциации технологии перевозочного процесса исходя из удовлетворения требований производящих и потребляющих отраслей является особенно актуальным и он может реализовываться на взаимовыгодной экономической основе;

параллельность и поточность выполнения операций, минимум возвратных и повторно выполняемых передвижений, процессов, работ:

системный (комплексный) подход к разработке технологии перевозочного процесса и развитию пропускной и провозной способностей на основе рассмотрения, анализа и расчета конкурентоспособных вариантов и обеспечения получения наибольшей прибыли;

равномерность и ритмичность выполнения технологических процессов, когда интенсивность обработки, формирования, отправления, пропуска поездов, подач (уборок) вагонов на грузовые фронты, работа депо, ПТО регламентированы графиком движения поездов, графиком оборота локомотивов, бригад, контактными комплексными графиками взаимодействия с транспортом промышленных предприятий, договорами на выполнение перевозок и других работ. Отклонения от нормативных технологий рассматриваются как отказы, сбои, нарушения ритмичности и сопряжены с экономическими санкциями, убытками;

оптимальную организацию вагонопотоков между пунктами зарождения и погашения грузопотоков, их маршрутизацию, регламентируемую сетевым и внутридорожным планами формирования поездов. Отклонения от нормативного плана формирования поездов воспринимаются как сбои в технологии и также сопряжены с экономическими потерями;

прогнозирование и планирование объемов работы подразделений (месячное, квартальное, годовое), оперативной работы станций, отделений, дорог, сети на основе достоверного информационного обеспечения, использования АСУ, в том числе центров диспетчерского управления с использованием средств электроники и ЭВМ, адекватных поездных, повагонных, локомотивных моделей, воспроизводимых на специальных средствах отображения информации и в памяти ЭВМ автоматически, со специальных датчиков и других средств съема информации;

работу железнодорожного транспорта и его подразделений на основе прямых договоров, высокопроизводительного использования технических средств, подвижного состава, экономии ресурсов с обеспечением установленных нормативов прибыли и накоплений для формирования фондов развития производства, социально-культурного назначения и фондов поощрения и стимулирования трудовых коллективов.

3.2. Принципы комплексного подхода к управлению, технологии и развитию транспортных систем

Железнодорожные транспортные системы - участки, направления, полигоны сети железных дорог, узлы, технические станции (грузовые, участковые, пассажирские, сортировочные), депо и т.д. являются системами большой размерности. Они состоят из сложных подсистем, обеспечивающих управление, технологию работы, взаимосвязь и взаимодействие друг с другом.

Эти регулярные во времени и пространстве взаимодействие и взаимозависимость определяются сущностью транспортного процесса и регулируются общесистемными нормативно-технологическими документами - планом формирования поездов для всей сети железных дорог и ее направлений, графиком движения пассажирских и грузовых поездов, регламентирующим время отправления, приема и пропуска всех категорий поездов по всем станциям железнодорожной сети. Особенно важно и практически более сложно обеспечить ритмичность работы и регулярное взаимодействие в оперативных условиях работы в реальном масштабе времени, когда поездопотоки в отдельные периоды суток поступают сгущенно, неравномерно, имеют разную структуру: пассажирские поезда различных категорий, грузовые поезда, поступающие в переработку, групповые поезда, ускоренные, поезда повышенной (по отношению к графиковой) массы и длины и т. д.