Основные принципы управления эксплуатационной работой железных дорог (Глава 3 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 10

Исходя из этих факторов устанавливается срок службы с учетом всей системы восстановительных и текущих ремонтов. Под сроком службы понимается календарная продолжительность эксплуатации объекта от определенного момента времени до предельного состояния. Это относится к рельсам, стрелочным переводам, вагонам, локомотивам и другим техническим элементам транспортных систем. Однако, если в качестве системы рассматривать станцию, контейнерный терминал, грузовой двор, узел, железнодорожный участок, под ее состоянием следует понимать степень заполнения поездами, вагонами, контейнерами, грузами, а предельное состояние соответствует переполнению (насыщению) системы, когда возникают отказы-задержки транспортного потока на входах. При этом чисто техническое состояние может быть идеальным, полностью работоспособным.

Под отказом следует понимать выход из строя устройства и неспособность выполнять свои функциональные назначения частично или полностью. В теории надежности различают отказы: полный, внезапный, постепенный, частичный, независимый, зависимый, производственный, конструкционный, сбой, перемежающийся и эксплуатационный. Под полным отказом понимают такой, после возникновения которого использование объекта по назначению невозможно до восстановления его работоспособности (крупные поломки локомотивов, вагонов, железнодорожного пути и других устройств, вызванные столкновением подвижного состава, излишней погрузкой и другими причинами).

Частичный отказ - это о после возникновения которого использование объекта по назначению возможно, но при этом значения одного или нескольких параметров выходят за допустимые пределы. Частичные отказы иногда называют параметрическими, поскольку они связаны с ухудшением основных параметров работы системы. К частичным отказам можно отнести неисправности железнодорожного пути, стрелочного перевода, когда движение не закрыто, но осуществляется с резко сниженными по отношению к нормативным скоростями движения.

Внезапный отказ характеризуется скачкообразным изменением одного или нескольких основных параметров системы: одиночный выход из строя рельсов в связи с внезапными причинами, выход из строя отдельных устройств автоблокировки, электрической или диспетчерской централизации и др. Внезапный отказ может быть и полным.

Производственные отказы возникают вследствие нарушения или несовершенства технологического процесса   изготовления   или   ремонта объекта; наблюдаются как при производстве, так и при ремонте локомотивов, вагонов, контейнерной сети, устройств пути и др.

Конструкционные отказы возникают из-за ошибок конструктора или несовершенства методов конструирования: отказы, связанные с конструированием тепловозов, электровозов, вагонов, устройств автоматики, телемеханики и др. По этим причинам нередко новые образцы локомотивов и вагонов имеют низкую надежность, много времени уходит на доведение параметров надежности до необходимого уровня. К этим отказам надо отнести и ошибки в проектировании транспортных систем - железнодорожных линий, узлов и различных типов станций. Ошибки наблюдаются в выборе нерациональных схем станций и узлов, необоснованном уменьшении длины и числе путей, неправильном конструировании различных горловин, обосновании пропускной и перерабатывающей способностей, недостаточно высоких расчетных объемов и других неточностях, которые проявляются в виде задержек транспортного потока.

В работе станций, узлов, участков и направлений часто возникают сбои - самоустраняющиеся отказы, приводящие к временной утрате работоспособности: остановки транспортного потока перед станциями в связи с недостаточной производительностью работы по обработке, расформированию и формированию поездов, несвоевременным их вывозом со станций, недостаточным числом путей, остановками потока перед стыковыми пунктами отделений и дорог по различным организационно-технологическим причинам, в связи с остановками потока поездов на участке из-за порчи локомотива на перегоне. Последствия сбоев весьма серьезные, так как вызывают задержки большого числа поездов.