МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Технологии обслуживания транспортных средств»
А.А. Капустин
Методические указания
по выполнению контрольной работы
для студентов специальности 190603.65 (230100.02) «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования»
Санкт-Петербург
2008
УДК 629.113(07)
Одобрены на заседании кафедры «Технология обслуживания транспортных средств», протокол № 3 от 17.10.2006 г.
Утверждены Методическим Советом по специальности 190603.65 (230100.02) , протокол №3 от 17.10.2006 г.
Испытания автомобиля. Методические указания по изучению курса и выполнению контрольной работы – СПб: изд-во СПбГУСЭ, 2008. – 31 с.
Приведена рабочая программа изучения дисциплины «Испытания автомобиля», отражающая современный уровень требований к потребительским свойствам автомобиля, показана роль испытаний, как непременной частью, с одной стороны, автомобильной науки, с другой – автомобильного производства. Для самоконтроля студенту предложены основные понятия по теме, раскрытие их содержания облегчит систематизацию в освоении дисциплины.
Для оценки усвоения материала студенту предлагается выполнить контрольную работу из шести задач: по общей динамике, устойчивости, тяговому расчёту, топливной экономичности и повороту автомобиля.
Методические указания предназначены для студентов специальности 190603.65 (230100.02) «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)» дневной и заочной форм обучения.
Составитель: д-р тех. наук, проф. А. А. Капустин
Рецензент: д-р тех. наук, проф. В.В. Дыбок
Ó Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
2008 г.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4
Принятые обозначения.. 5
Контрольная работа.. 7
Задание №1. общая динамика автомобиля. 7
Задание №2. устойчивость автомобиля. 11
Задание №3. динамика и тяговый расчёт автомобиля. 14
Задание №4. топливная экономичность автомобиля. 21
Задание №5. Поворот автомобиля. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 30
Список литературы... 31
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рациональная эксплуатация автомобиля невозможна без научно обоснованной оценки его потребительских свойств и их теоретического анализа.
Заслуги российской автомобильной школы общеизвестны. Акад. Е. А. Чудаковым и его последователями дан метод оценки свойств автомобиля, позволяющий теоретически обосновать выбор его основных конструктивных параметров.
Дисциплина «Испытания автомобиля» в блоке специальных дисциплин, изучается студентами специальности 190603.65 (230100.02) «Сервис транспортных технологических машин и оборудования. Автомобильный транспорт».
Знание вопросов, изучаемых в курсе «Испытания автомобиля» позволяет студенту глубже и качественнее освоить специальные дисциплины автосервиса, такие как технология обслуживания, производство и ремонт, эксплуатационные и конструкционные материалы, автомобильные перевозки и др., кроме того, дают возможность разрабатывать регламент поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, заложенных при проектировании и производстве, и восстановлении их в процессе обслуживания и ремонта.
Цель изучения дисциплины «Испытания автомобиля» - дать студентам знания и практический опыт по основам работы узлов и механизмов автомобиля, ознакомить с теоретическими совокупностями потребительских свойств, формирующих их качество с точки зрения соответствия своему функциональному назначению. Ознакомить студентов: со стандартами и формами исследовательской оценки потребительских свойств; с теоретическими и экспериментальными методами оценки этих свойств; с основными требованиями к конструкции автомобильного подвижного состава отечественного и зарубежного производства; с критическим анализом существующих конструкций; со сведениями о нагрузочных и расчётных режимах узлов и механизмов в различных условиях эксплуатации.
Изучение дисциплины завершается выполнением контрольной работы. В пяти заданиях студенту предлагаются шесть задач: две по общей динамике и четыре по устойчивости, тяговому расчёту, топливной экономичности и повороту автомобиля. Номера задач студент выбирает согласно последней цифре из шифра в зачётной книжке. Для облегчения работы над задачами в начале каждого задания приведены необходимые для решения уравнения и соотношения. В приложении приведены технические характеристики автомобилей: грузовых ГАЗ-3307 и ЗИЛ-4331 и легкового ВАЗ-2105.
Принятые обозначения
G0 – собственный вес автомобиля в Н.
G – полный вес автомобиля в Н.
G1 – вес, приходящийся на передние колёса в Н.
G2 – вес, приходящийся на задние колёса в Н.
Gпр – вес прицепа в Н.
Gн – номинальная грузоподъемность автомобиля в Н.
L – база автомобиля в м.
В – ширина колеи в м.
h – высота центра тяжести в м.
hкр – высота расположения тягово-сцепного устройства в м.
a – расстояние по горизонтали от центра тяжести до задней оси в м.
b – расстояние по горизонтали от центра тяжести до передней оси в м.
i т – передаточное число трансмиссии.
i0 – передаточное число главной передачи.
iк – передаточное число коробки передач.
R – радиус поворота в м.
υ – скорость движения автомобиля в км/ч.
n – частота вращения вала двигателя в мин-1.
nк– частота вращения ведущих колес в мин-1.
nх– частота вращения холостого хода в мин-1.
гк – радиус качения колеса в м.
Рк – касательная сила тяги; суммарная окружная сила на ведущих колесах в кг.
Ркр – составляющая силы тяги на крюке, параллельная поверхности пути, в Н.
Рƒ – сила сопротивления качению в Н.
Рh – сила сопротивления подъему в Н.
Pw – сила сопротивления воздуха в Н.
Рj – сила сопротивления разгону в Н.
Z1 – нормальная (радиальная) реакция дороги на колеса передней оси автомобиля в Н.
Z2 – нормальная (радиальная) реакция дороги на колеса задней оси автомобиля в Н.
Ме – крутящий момент двигателя в Н·м.
Мн – номинальный (расчётный) крутящий момент двигателя в Н·м.
Мк – ведущий момент; вращающий момент на ведущих колесах в Н·м.
Мr – момент сил трения в Н·м.
Nе – эффективная мощность двигателя в кВт.
Nн –расчётная мощность двигателя в кВт.
Nf – мощность, потребная для преодоления сопротивления качению в кВт.
Nh – мощность, потребная для преодоления сопротивления подъему, в кВт.
Nw – мощность, потребная для преодоления сопротивления воздуха, в кВт.
Nj – мощность, потребная для разгона, в кВт.
D – динамический фактор.
Т – время разгона в с.
S – путь разгона в м.
St – путь торможения в м.
gе– удельный расход топлива двигателя в г/кВтч.
Q – часовой расход топлива в кг/ч.
Q s – путевой расход топлива в кг или л на 100 км пути, а также в кг или в л на единицу выполненной работы в т·км.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.