ƒ – коэффициент сопротивления качению автомобиля.
ƒ пр – коэффициент сопротивления качению прицепа.
α – угол подъема или уклона в градусах.
β – угол бокового наклона дороги; коэффициент запаса сцепления;
kF – фактор сопротивления воздуха в Н·с 2/м 2.
m1;m2 – коэффициент изменения реакций соответственно на передней и задней автомобиля.
φ – коэффициент сцепления.
Ψ – коэффициент суммарного дорожного сопротивления.
ηм – механический коэффициент полезного действия трансмиссии автомобиля.
i – ускорение в м/с2.
Контрольная работа
Задание №1. Общая динамика автомобиля
В задании приведены задачи по основным кинематическим и динамическим свойствами, характерным для автомобиля.
При решении задач необходимо пользоваться следующими уравнениями:
1. Ведущий момент, приложенный к колёсам:
Мк = Ме ηм i т Н·м
2. Касательная сила тяги:
Рк == Н
3. Скорость движения автомобиля:
υ = 0,377 м/с
4. Сопротивление качению:
Рƒ = G ƒcos α Н; Nf = кВт
5. Сопротивление подъёму:
Рh = G sin α Н; Nh = кВт
6. Сопротивление воздуха:
Pw = Н; Nw = кВт
7. Сопротивление разгону автомобиля:
Рj = j Н; Nj = кВт
где β – коэффициент учёта вращающихся масс.
8. Нормальные реакции дороги на колёса двухосного автомобиля с задним ведущим мостом (приближенно):
а) на передние колёса:
Z1 = G cos α Н;
б) на задние колёса:
Z2 = G cos αН.
Задачи. Раздел «a». Зависимость динамики автомобиля от мощности двигателя
1.1а. Рассчитать скорость движения ГАЗ-3307 на І, ІІ, ІІІ и ІV передачах при частоте вращения коленчатого вала двигателя 200 мин-1.
1.2а. Сила сопротивления качению автомобиля ЗИЛ-4331 с грузом на горизонтальном участке дороги Рf = 177 кг.
Чему равен коэффициент сопротивления качению f?
1.3а. Определить силу сопротивления качению полностью загруженного автомобиля ГАЗ-3307 при движении его на подъем с углом α = 14° по сухой грунтовой дороге, характеризуемой коэффициентом сопротивления качению ƒ = 0,025.
1.4а. Рассчитать силу сопротивления воздуха движению автомобиля ЗИЛ-4331 на четвертой (прямой) передаче при числе оборотов двигателя 1700 и 2700 мин-1.
1.5а. Определить силу дополнительного сопротивления движению, обусловленного поступательным ускорением автомобиля i = 0,5 м/с2. Полный вес автомобиля G = 49000 Н. Передаточное число коробки передач i к = 2,828.
Примечание. При подсчете силы сопротивления разгону величину коэффициента учета вращающихся масс принять равной β = 1 + 0,07 iк.
1.6а. Подсчитать мощность, подводимую к ведущим колесам автомобиля с карбюраторным двигателем при частоте вращения коленчатого вала двигателя, равной 1600, 2400 и 2800 мин-1. Максимальная мощность двигателя Nеmax = 70 кВт и частота вращения колёнчатого вала при максимальной мощности nmax = 3200 мин-1. Механический коэффициент полезного действия принять равным ηм = 0,9.
Примечание. При расчетах использовать формулу Лейдермана:
Nе = Nеmax (),
где Nе – мощность, развиваемая двигателем при n мин-1.
1.7а. Подсчитать мощность, расходуемую автомобилем ГАЗ-3307 при движении с полной нагрузкой и постоянной скоростью 50 км/ч по горизонтальному участку дороги, характеризуемой коэффициентом сопротивления качению f = 0,02.
1.8а. Узнать, как изменится мощность, необходимая для преодоления сопротивления воздуха, при увеличении скорости автомобиля с 50 до 63 км/ч.
1.9а. Определить мощность, расходуемую автомобилем, при движении его с постоянной скоростью 40км/ч по участку дороги с подъемом α = 1° и коэффициентом сопротивления качению f = 0,025.
Полный вес автомобиля G = 8100кг; фактор сопротивления воздуха kF = 0,28 .
1.10а. Подсчитать мощность, необходимую для достижения ускорения j = 0,245 м/с2 при движении автомобиля ГАЗ-3307 с полной нагрузкой на прямой передаче со скоростью 40 км/ч.
Коэффициент учета вращающихся масс найти по формуле, приведенной в задаче 1.5а.
Раздел «b». Зависимость динамики автомобиля от силы тяги на ведущих колёсах
1.1b. Определить, как изменятся мощность, необходимая для движения автомобиля ГАЗ-3307 с полной нагрузкой по горизонтальному участку, при изменении скорости с 40 до 60км/ч.
Коэффициент сопротивления качению принять ƒ = 0,025.
1.2b. Найти максимальную скорость движения автомобиля, который передвигается с полностью открытой дроссельной заслонкой по горизонтальному участку дороги, характеризуемой коэффициентом сопротивления качению ƒ= 0,025. При этом величина тяговой силы, которая может быть использована для поступательного ускорения, равна нулю.
Вес автомобиля G = 48000 H; фактор сопротивления воздуха kF = 2,6H·c2/м2; сила тяги на шинах ведущих колес Рк = 1700 Н.
1.3b. Подсчитать, чему равна сила тяги, необходимая для равномерного движения полностью груженного автомобиля ГАЗ-3307 скоростью 36 км/ч по дороге, имеющей подъем α = 3° и характеризуемой коэффициентом сопротивления качению f = 0,02.
1.4b. Используя условия задачи 1.3b., найти мощность, которую необходимо подвести к колесам автомобиля.
1.5b. Автомобиль движется равномерно по горизонтальному участку дороги со скоростью υ= 10 м/с. Мощность, подводимая к ведущим колесам, Nк = 20 кВт. Фактор сопротивления воздуха kF = 2,7 H·c2/м2.
Найти силу сопротивления качению автомобиля.
1.6b. Автомобиль движется c некоторой постоянной скоростью по дороге, характеризуемой коэффициентом сопротивления качению ƒ= 0,02.
Как надо изменить вес автомобиля, чтобы он мог двигаться с той же скоростью, что и в первом случае, по дороге, характеризуемой коэффициентом сопротивления качению ƒ = 0,025?
Мощность, развиваемая двигателем автомобиля, в обоих случаях одинакова.
1.7b. Автомобиль ГАЗ-3307 движется с полной нагрузкой и равномерной скоростью по горизонтальному участку дороги, характеризуемой коэффициентом сопротивления качению ƒ= 0,025.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.