Испытания транспортных средств: Методические указания по изучению курса и выполнению контрольной работы, страница 3

Найти, как изменится скорость автомобиля, если сила тяги на ведущих колесах возрастет с Рк = 1590 Н до Pк = 1890 Н.

1.8b. Зависимость мощности Nƒ расходуемой на преодоление сопротивления качению грузового автомобиля, собственный вес которого G0 = 45000 Н, и зависимость силы сопротивления качению Рƒ того же, но только полностью груженного автомобиля от скорости движения υ приведены на графике (рис. 1).

Пользуясь графиком, найти полезную нагрузку автомобиля, считая, что сила сопротивления качению не зависит от скорости движения и равна 2300 Н.

1.9b. Зависимость мощности Nh, расходуемой автомобилем на преодоление сопротивления подъему α = 5°10/, и зависимость силы сопротивления подъему Рh того же автомобиля на втором участке дороги с другим углом подъема от скорости движения показаны на графике (рис. 2).

Пользуясь графиком, найти угол подъёма второго участка дороги.

 


         Рис. 1. Зависимость мощности                  Рис. 2. Зависимость мощности

         и силы сопротивления качению            и силы сопротивления подъёму

            от скорости автомобиля                    от скорости движения автомобиля

1.10b. Полностью гружённый автомобиль ГАЗ-3307 движется на прямой передаче по дороге, характеризуемой коэффициентом суммарного дорожного сопротивления Ψ = 0,025. В некоторое мгновенье автомобиль при скорости движения υ = 50 км/ч имеет ускорение
j = 0,15 м/с2.

Найти мощность двигателя, необходимую для движения автомобиля в данных условиях. Коэффициент учёта вращающихся масс
β
= 1,07.

Задание №2. устойчивость автомобиля

В задании приведены задачи на устойчивость исходя из условий возможного опрокидывания, буксования ведущих колес или сползания автомобиля, а также задачи на определение координат центра тяжести автомобиля.

При решении задач нужно использовать следующие основные уравнения и соотношения.

1.  Продольное опрокидывание автомобиля относительно его задней оси невозможно, если

.

2.  Условия невозможности поперечного сползания автомобиля

tg β φz.

где φz – коэффициент, характеризующий сцепление шин дорогой при сползании автомобиля в поперечном направлении, можно принимать φz = φ.

3.  Продольное опрокидывание автомобиля-тягача относительно его задней оси невозможно, если

tg α,

где hкр – высота расположения тягово-сцепного крюка.

4.  Подъем, преодолеваемый одиночным автомобилем (по условиям сцепления):

а) для автомобиля с задними ведущими колесами:

tg α;

б) для автомобиля со всеми ведущими колесами:

tg α  φ.

5.  Подъем, преодолеваемый автомобилем-тягачом (по условиям сцепления):

а) для автомобиля-тягача с задними ведущими колесами:

tg α ;

б) для автомобиля-тягача со всеми ведущими колесами:

tg α .

6.  Условие поперечного опрокидывания:

tg β = .

7.  При движении на поперечном уклоне скольжение наступит раньше опрокидывания если > φ, и, наоборот, опрокидывание наступит раньше скольжения, если < φ.

8.  Коэффициент устойчивости против бокового скольжения задней оси, а следовательно, и всего автомобиля:

где γ – коэффициент тягового усилия, равный отношению суммарного тягового усилия на колесах к весу, приходящемуся на ведущую ось.

Задачи

2.1. Найти предельный угол подъема, ограниченный устойчивостью автомобиля ГАЗ-3307 с грузом. Сопротивлением качению колес и сопротивлением воздуха пренебречь.

2.2. Найти предельный угол подъёма, ограниченный устойчивостью автомобиля-тягача с задними ведущими колесами, буксирующего прицеп с равномерной скоростью.

При расчете принять: вес тягача G = 76000H; высоту его центра, тяжести h= 1,4м; расстояние по горизонтали от центра тяжести до задней оси а = 1,2м; вес прицепа Gпр = 52000H; высоту расположения тягово-сцепного прибора hкр = 1,3м. Сопротивлением воздуха и сопротивлением качению колес пренебречь.

2.3. Определить по условиям сцепления предельный угол подъема, преодолеваемый автомобилем с задними ведущими колесами на дороге, характеризуемой коэффициентом сцепления φ = 0,3.

Технические данные автомобиля: база L = 3м; расстояние от центра тяжести до передней оси b = 1,8м; высота центра тяжести
h = 1м.

2.4. Найти предельную величину подъема, которую может преодолеть автомобиль-тягач с задними ведущими колесами, буксируя прицеп по дороге, которая характеризуется коэффициентом сцепления φ = 0,4.

При расчете принять: вес тягача G = 80000H; базу L = 4,2м; высоту центра тяжести h = 1,1м; расстояние от центра тяжести до передней оси b = 1,8м; вес прицепа G пр = 45000Н; высоту расположения тягово-сцепного прибора hкр = 1м.

2.5. Определить возможность поперечного (бокового) опрокидывания автомобиля при движении по дороге, характеризуемой коэффициентом сцепления φ = 0,4 (рис. 3).

Рис. 3. Схема сил, действующих на автомобиль при движении по дороге с поперечным уклоном β

При решении задачи принять ширину колеи В = 1,7м, высоту центра тяжести h= 1,4м.

2.6. Определить коэффициент устойчивости автомобиля против бокового скольжения задней оси η2 при его движении по дороге, характеризуемой коэффициентом сцепления φ = 0,5.

Технические данные автомобиля: база L = 3,4м; расстояние по горизонтали от центра тяжести до передней оси b = 1,8м; колея задних колес В = 1,6м; высота центра тяжести h = 0,8м. Величину коэффициента тягового усилия принять  = 0,2.

2.7. Пользуясь приведенной на рис. 4 схемой взвешивания грузового автомобиля, определить расстояние от его центра тяжести до поверхности пути (при горизонтальном положении автомобиля).

Рис. 4. Определение координат центра тяжести автомобиля

Показание весов Q = 17600H; угол подъема передка α = 30°