МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Технология обслуживания транспортных средств»
В.В. Дыбок
Рабочие процессы,
конструкция и основы расчета
энергоустановок
и транспортно-технологического оборудования
Основы теории рабочих процессов
двигателей внутреннего сгорания
Методические
указания, тесты и задачи
контрольных заданий для студентов дневного и
заочного обучения СПбГУСЭ и филиалов по специальности
190603.65 (230100.02) «Сервис транспортных и технологических машин и
оборудования
(Автомобильный транспорт)»
Санкт-Петербург
2009
Одобрены на заседании кафедры «Технология обслуживания транспортных средств», протокол №3 от 30.10.2008 г.
Рекомендованы Учебно-методическим советом по специальности 230100.02, протокол №2 от 30.10.2008.
Дыбок В.В. Рабочие процессы, конструкция и основы расчёта энергоустановок и транспортно-технологического оборудования. Основы теории рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания. Методические указания, тесты и задачи контрольных заданий для студентов дневного и заочного обучения СПбГУСЭ и филиалов по специальности 190603.65 (230100.02) «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)» / В.В. Дыбок. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. – 31с.
Предназначены для закрепления знаний по основам теории рабочих процессов тепловых двигателей путем решения задач и тестов. Все исходные данные задач соответствуют двигателям, применявшимся и применяемым в настоящее время на различных технических средствах. В целях сокращения времени на решение задач им предшествуют основные контрольные вопросы по теме.
В соответствии с данными методическими указаниями студенты в течение первого семестра обучения выполняют контрольную работу по дисциплине по темам, связанным с первым блоком информации, посвящённой основам теории рабочих процессов и конструкции двигателей. Номер задания соответствует номеру фамилии студента в зачётной ведомости, выдаваемой деканатом, и состоит из номера варианта (1, 2,…,10…) и номера группы вариантов (1-3).
Рецензент: д-р тех. наук, проф. В.Н. Ложкин
© Санкт-Петербургский государственный
университет
сервиса и экономики
2009 г.
оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ОСНОВНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ.. 5
Тема 1. ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА И ДЕЙСТВИЯ ДВС.. 5
Тема 2. ПРОЦЕСС НАПОЛНЕНИЯ.. 6
Тема 3. ПРОЦЕСС СЖАТИЯ.. 8
Тема 4. Термохимия процесса сгорания.. 10
Тема 5. ПРОЦЕСС РАСШИРЕНИЯ И ВЫПУСКА ГАЗОВ.. 12
Тема 6. ИНДИКАТОРНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВС.. 14
Тема 7. ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС ДВС.. 16
Тема 8. ТОПЛИВА ДЛЯ ДВС.. 19
Тема 9. СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ В ДВС.. 20
Тема 10. ПРОЦЕСС СГОРАНИЯ В ДВС.. 20
Тема 11, ПРОЦЕССЫ ГАЗООБМЕНА В ДВУХТАКТНЫХ ДВС.. 22
Тема 12. НАДДУВ ДВС.. 22
Тема 13 ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВС.. 25
Тема 14. ОСОБЕННОСТИ ТЕПЛООБМЕНА В ДВС.. 29
Список рекомендуемой литературы... 31
ВВЕДЕНИЕ
Сборник предназначен для закрепления учебного материала, излагаемого на лекциях, а также для более глубокого изучения основных технических характеристик современных двигателей. В связи с этим исходные данные в задачах имеют реальные значения. В ряде задач предлагается выбирать некоторые исходные данные по справочной литературе или использовать средние значения требуемых параметров рассматриваемых двигателей, В этих случаях необходимо не только определить, но и произвести оценку значений параметров в условиях задачи.
Каждая задача имеет 10 вариантов исходных данных, которые разделены на три группы. Нумерация заданий (например, 1.1; 2.2; 10.3 и т.д.) состоит из номера варианта (1, 2,…) и номера группы вариантов (1-3). Номер индивидуального задания каждому студенту выбирается в соответствии с зачётной ведомостью, выдаваемой деканатом, следующим образом: первые три фамилии ведомости – вариант 1, группы 1,2,3; вторые три фамилии – вариант 2, группы 1,2,3 и т.д.
При решении задач студенту прививается умение анализировать результаты расчетов, оценивать их с точки зрения здравого смысла и имеющейся информации, полученной в процессе изучения материала по теме. При получении результатов, выходящих за указанные рамки, необходимо объяснить их причину. При выполнении задания необходимо обязательно указывать размерности используемых при расчётах исходных данных и получаемых результатов. Рекомендуется производить проверку результатов. Это можно сделать, прибегнув, например, к различным путям решения. Такой подход возможен только при хорошем знании сути анализируемых в задаче или упражнении процессов. Поэтому предварительно необходимо изучить учебный материал, проверив свои знания по ответам на контрольные вопросы, а затем приступать к решению задач.
ОСНОВНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Универсальная газовая постоянная R = 8,32 кДж/кмоль К.
Газовая постоянная сухого воздуха R = 287 кДж/кг • К.
Нормальные условия: p = 750 мм рт ст = 0, 1 МПа; T=300 К.
Плотность воздуха при нормальных условиях ρ 0 =1,16 кг/м3.
Теплоемкость воздуха при нормальных условиях С p=1 кДж/кг К.
Средние составы:
- дизельного топлива: С = 0,87 кг/кг, Н 2 = 0,126 кг/кг, O2 = 0,004 кг/кг;
- бензина: С = 0,86 кг/кг, Н 2 = 0,14 кг/кг;
- природного газа: С = 0,76 кг/кг; Н 2 = 0,24 кг/кг;
- метана: С = 0,75 кг/кг; Н2 = 0,25 кг/кг.
Низшие (чистые) теплоты сгорания Ни:
- дизельного топлива среднего состава 42500 – 42700 кДж/кг;
- бензина: 42700 – 43500 кДж/кг;
- природного газа: 47700 кДж/кг;
- метана: 50000 кДж/кг;
- водорода: 120 000 кДж/кг.
Средняя теплота сгорания (теплотворность) топливовоздушной
смеси
для сжиженных газообразных и жидких автомобильных топлив Ни см = 3200
– 3700 кДж/ м3.
Теоретически необходимое количество воздуха L0 для сгорания 1 кг:
- дизельного топлива среднего состава – 14,35 кг/кг;
- бензина: 14,7 – 14,8 кг/кг;
- водорода: 34,5 кг/кг;
- природного газа: 17,5 кг/кг;
- метана: 17,2 кг/кг.
Тема 1. ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА И ДЕЙСТВИЯ ДВС
1. Какое различие между понятиями "такт" и "ход поршня"?
2.Какое различие между условной (геометрической) и действительной степенью сжатия?
3.Почему степень сжатия в дизелях больше, чем в карбюраторных двигателях?
4. Почему органы газообмена, как правило, открываются с опережением, а закрываются с запаздыванием относительно мертвых точек?
5.Объясните термин «перекрытие клапанов (органов газообмена)»?
Задача 1. Определить рабочий объем цилиндра двигателя Vh , литраж двигателя ∑Vs, объем пространства сжатия Vc и полный объем цилиндра Va по известным обозначению двигателя по ГОСТ и степени сжатия ε.
Таблица 1
Исходные данные к задаче 1
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.