df2 = 4(41 – 2,5 +2·0,53) = 158,24 мм.
12. Делительные толщины зубьев — формула (8.17):
s1 = 0,5·4 + 2·0,6·4·tg20º = 8,03 мм;
s2 = 0,5·4 + 2·0,53·4·tg20º = 7,83 мм.
13. Углы профиля по вершинам и толщины зубьев по вершинам — формулы (8.28) и (8.29):
41,01º = 41º01´;
28,42º = 28º25´.
0,15392; 0,014510.
14. Передаточное отношение — формула (2.2):
i12 = – 41/12 = – 3,41.
15. Коэффициент перекрытия — формула (14.57):
Выводы:
1. Толщина зуба шестерни больше минимально допускаемой saдоп = 0,25·4 = 1 мм.
2. Коэффициент перекрытия больше минимально допустимого (1,2).
8.9. Диаграммы удельных скольжений
Удельное скольжение равно отношению скорости скольжения профилей s к тангенциальной составляющей скорости точки контакта t. Удельные скольжения шестерни и колеса рассчитывают по формулам:
; (8.33)
, (8.34)
где i21 - передаточное отношение.
i21 = 1/i12 = z1/z2, (8.35)
g — длина линии зацепления В1В2 (см. рис. 8.3);
g = aw sin aw; (8.36)
х — расстояние, отсчитываемое от точки В1; хmin = 0; хmax = g (рис. 8.6).
Рис. 8.6
В соответствии со свойствами эвольвенты расстояние х равно радиусу кривизны r1 эвольвенты профиля шестерни в точке контакта. В этом случае радиус кривизны профиля колеса
r2 = g – r1. (8.37)
В точках В1 и В2 диаграммы имеют ординаты 1 и –¥. Практически диаграммы реальны в пределах активной линии зацепления А1А2. За ее пределами диаграммы показаны штриховыми линиями.
Признаком оптимальной износостойкости является равенство суммарных ординат удельных скольжений в начале и конце зацепления. Из рис. 8.6, а следует, что износостойкость изображённого зацепления не будет оптимальной, так как в точке А2 износ профилей будет больше, чем в точке А1. Оптимальный результат может быть достигнут увеличением смещения шестерни с одновременным уменьшением смещения колеса (штрих-пунктирные линии на рис. 8.6).
8.10. Диаграмма коэффициента давления
Коэффициент давления учитывает влияние геометрии зубьев на величину контактных напряжений, возникающих в местах соприкосновения зубьев. Высокие контактные напряжения вызывают выкрашивание рабочей поверхности зубьев. Контактное напряжение определяют по формуле Герца:
, (8.38)
где Fn — нормальное усилие, Н, приложено по нормали к эвольвентной поверхности зуба; b — ширина прямозубого колеса, мм; Е — приведенный модуль упругости, МПа; r — приведенный радиус кривизны, мм. Помножив и разделив на модуль m подкоренные выражения формулы (8.38), получают:
, (8.39)
где g — коэффициент давления.
. (8.40)
С учетом того, что при построении диаграмм r1 = х, а r2 = g – x, формула расчета g приобретет вид:
. (8.41)
Диаграмма коэффициента давления g приведена на рис. 8.6, б. Реальные очертания диаграмма имеет в пределах линии зацепления А2А1, причем в зонах двухпарного зацепления, определяемых размером основного шага rb, откладываемого от точек А2 и А1 в пределах активной линии зацепления, ординаты делят пополам. Из диаграммы видно, что при однопарном зацеплении наименьшие контактные напряжения возникают вблизи полюса зацепления W и соответственно вблизи полюсной линии на поверхности зуба. Влияние смещения на контактную прочность зубчатой передачи может быть оценено по расчетной формуле:
, (8.42)
где K1 — численный коэффициент; T2 — вращающий момент на колесе, Н·мм; KH — коэффициент нагрузки; b2 — ширина венца колеса, мм; V — параметрический коэффициент, обобщающий все параметры, кроме aw и .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.