Синтез эвольвентного зубчатого зацепления. Геометрические параметры зубчатых колес. Эвольвентные профили зубьев. Геометрия положительного зацепления, страница 3

В положительных колёсах по сравнению с нулевыми колёсами  увеличиваются диаметры вершин и впадин, в результате они не смогут вписаться в делительное межосевое расстояние a. На картине зацепления в этом случае будет интерференция (наложение) зубьев шестерни и колеса (заштрихованные площадки на рис. 8.4, б) и передачу нельзя будет собрать при межосевом расстоянии aw  = a.

Для обеспечения правильного зацепления необходимо увеличить межосевое расстояние aw, чтобы устранить интерференцию. Для этого оси колес в первом приближении следует раздвинуть на сумму смещений xS = m(x1+ x2). Радиальный зазор при этом должен оставаться стандартным (0,25 m). Однако при этом между нерабочими поверхностями зубьев возникнет недопустимо большой боковой зазор, который регламентируется стандартами. В таком зацеплении (рис. 8.4, в) при изменении направления вращения колес (реверсе) возникает “мёртвый ход” и дополнительные динамические нагрузки.

Проблема решается, если спроектировать передачу с последующим сдвигом колес навстречу друг другу на величину Dym, где Dyкоэффициент уравнительного смещения. При этом образуется зацепление с нормированным боковым зазором jn, но для обеспечения стандартного радиального зазора зубья колес необходимо “обрезать” на величину Dym (заштрихованные площадки на рис. 8.4, г). Из приведенных рассуждений следует, что коэффициент воспринимаемого смещения равен:

y = x1 + x2 – Dy = – Dy.                                          (8.18)

Высота зуба при этом уменьшается на величину уравнительного смещения:

h = m (2,25 – Dy).                                          (8.19)

Межосевое расстояние, выпаженное через углы профилей:

,                                             (8.20)

где αw угол зацепления, это угол профиля по начальным окружностям, определяемый как угол между линией зацепления, проведенной касательно основным окружностям, и перпендикуляром к межосевой линии. Из формулы (8.20) можно определить угол зацепления при известных прочих параметрах:

.                                          (8.21)

При известных смещениях угол зацепления определяют по формуле:

.                   (8.22)

Начальные диаметры при известном межосевом расстоянии могут быть рассчитаны по формулам:

dw1 = 2aw/(i12 + 1).   dw2 = i12dw1.                              (8.23)

Они также могут быть определены по формуле:                                               .

Диаметры вершин с учетом (8.8) рассчитывают по формуле:

da = m (z + 2 + 2x – 2Dy).                                    (8.24)

Диаметры впадин:

df = m (z – 2,5 + 2x).                                        (8.25)

В формулах (8.24) и (8.25) учтено увеличение диаметров колес на удвоенную величину смещения, а в формуле (8.24) — кроме увеличения еще и уменьшение диаметра вершин на удвоенное уравнительное смещение, выполняемое для устранения бокового зазора по нерабочим профилям зубьев. Радиальный зазор с при этом остается равным стандартной величине 0,25m.

Коэффициент перекрытия определяет среднее число зубьев, одновременно находящихся в зацеплении. При его увеличении повышается плавность работы передачи. Его расчёт ведут по формуле:

.                           (8.26)

Для определения коэффициента перекрытия используют также другую формулу (из ГОСТ 16532-70):

                      (8.27)

Толщина зуба по окружности диаметра dy:

.                        (8.28)

В частности, для проверки отсутствия заострения по вершинам зубьев шестерни рассчитывают sa по формуле (8.28), в которой вместо dy и ay ставят da и aa. Угол aa рассчитывают по формуле (8.19). В результате для окружности вершин имеем:

;

                                     .                            (8.29)