Давать покупателю слишком большую свободу передвижения в торговом зале неоправданно, поэтому должен быть определён основной маршрут. Особенно это важно для магазина самообслуживания. Поток обязательно направить даже в небольших магазинах, и это помогает избежать пересечения потоков, толчеи и прочих неудобств.
При создании маршрута и поворотах основного прохода очень важно учитывать направление движения: по часовой стрелке или напротив, справа налево, снизу вверх и т.п. В архитектуре ориентация «право-лево» применялось в античности и было связано с военной наукой. Византийский император Маврикий писал о том, что входы и выходы из крепостных башен, направление движения по прямым и спиральным лестницам традиционно планировались так, чтобы воинам было легко двигаться левой стороной вперёд, и они были защищены щитом в левой руке. Известно, что наиболее привычный для покупателя путь – в направлении против часовой стрелки. Это связано с тем, что большинство людей – правши, и шаг правой ногой немного больше, чем левой. Таким образом, для проектируемого торгового зала мы выбираем Ш-образный тип маршрута с направлением движения «справа-налево».
Ш-образный тип маршрута - наиболее распространённый для магазинов самообслуживания небольшого размера. Для Комсомольска-на-Амуре это также характерно, если обратить внимание на планировку торговых залов таких торговых предприятий как «Юна», «Форт», «Ива», «Унимарт» и других.
Обход зала по периметру – наиболее простой. Для покупателя искусственно создают маршрут следования, что помогает ему избежать неудобств, связанных с лишними перемещениями. Клиент лучше ориентируется в торговом зале и меньше утомляется в процессе покупок, особенно, принимая во внимание возможное наличие у него в руках тележки или корзины для покупок.
Но следует помнить, что в любом торговом зале существует проблема посещения покупателями углов и внутренних рядов. Объёмы продаж любого товара, если расположить его в приоритетном месте, заметно увеличатся. Приоритетные места в зале определяются покупательским потоком – путём, по которому проходит большинство покупателей. По данным специалистов, все точки продаж по периметру торгового зала проходят порядка 80-90% покупателей, а внутренние ряды и углы привлекают внимание только 40-50%. Не менее «горячие» места – начало покупательского потока и зона касс, поскольку то место, которое первым попадается на глаза только что вошедшему в магазин, особенно привлекает внимание. Таким образом, именно эти места можно считать наиболее приоритетными.
Впрочем, вполне реально создавать приоритетные места искусственно. Общеизвестно, что значимым всегда выглядит то, что выделяется на общем фоне или занимает больше места. Следовательно, для привлечения клиентов в проблемные места торгового зала можно использовать возможности палетной выкладки товара. Также в углах проектируемого торгового зала целесообразно будет создать более яркое освещение, чем в других местах, тем самым, повысив объёмы продаж товара, расположенного в этой зоне. Также изменить направление движение покупателей можно с помощью цветовых пятен в выкладке товара, выделении очень привлекательных товаров или цен, знаков и указателей, внутримагазинной рекламы. К тому же, в проектируемом магазине будут предусмотрены промо-места в так называемых проблемных зонах. Прибыль и товарооборот с квадратного метра при использовании таких приёмов значительно возрастёт.
Особое внимание следует уделить ширине проходов между оборудованием в торговом зале. Согласно Приложению А к ГОСТ Р 51773-2001, эту информацию можно представить в виде следующей таблицы:
Таблица 3 – Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и реконструируемых)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.