Проектирование гастронома городского значения, осуществляющего торговлю на принципах самообслуживания, страница 3

Согласно обязательному приложению 2.1 к ВСН54-87 «Удельные показатели нормируемой площади по группам помещений продовольственных магазинов»,  показатель нормируемой площади на каждые 10 м2 торговой площади магазина типа «гастроном» равен 7, 38. То есть помимо торговой площади – 200 м2, проектируемому нами магазину необходимо 147, 6 м2 неторговых помещений.

Современные действующие нормативы несколько отличаются от норм, отражённых в ВСН54-87. Согласно им, соотношение торговой и неторговой площади составляет соответственно 70:30. Таким образом, площадь подсобных и служебно-бытовых помещений равна 85, 7 м2. На мой взгляд, целесообразно будет воспользоваться современными стандартами. Это обусловлено и исключением нами из проекта пункта приёма стеклотары и бельевой, и архитектурными особенностями зданий Комсомольска-на-Амуре, отличающимися по масштабам от зданий крупных городов, и желанием сэкономить средства и пространство будущего магазина.

Таким образом, площадь неторговых помещений гастронома наглядно можно представить в таблице:

Таблица 1 – Расчёт площади неторговых помещений гастронома

Неторговые помещения

Торговая площадь гастронома, м2

Показатель нормируемой площади

Площадь неторгового помещения, м2

Подсобные помещения

Помещения для хранения тары

200

0,43

8,5

Помещения для хранения контейнеров обменного фонда

0,43

8,5

Помещения для хранения упаковочных материалов

0,43

4

Помещения для хранения уборочного инвентаря

0,43

4

Помещения для хранения моющих и дезинфицирующих средств

0,43

6

Служебные и бытовые помещения

Гардеробная

200

0,43

21,7

Уборная мужская

0,43

6

Уборная женская

0,43

6

Проходы

0,43

21

ИТОГО

85,7

Неторговые помещения магазина соединяются коридорами шириной до 2 метров в группе помещений для хранения и подготовки товаров к продаже и до 1, 2 метров в группе служебно-бытовых и подсобных помещений.

Все помещения магазина должны быть расположены с учётом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Планировка предприятия розничной торговли должна отвечать следующим требованиям:

·  торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

·  помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приёмочной или разгрузочной рампы;

·  служебно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь.

Группировка, расположение и взаимосвязь неторговых помещений показана на схеме 2  приложения к курсовой работе.

3.  Определение числа разгрузочных мест, коэффициента освещённости

В соответствии с таблицей, приведённой в п. 3.34 ВСН54-87, для проектируемого гастронома заданной площадью 200 м2 необходимо одно разгрузочное место в виде площадки с разгрузочными платформами на уровне первого этажа. Разгрузочная платформа должна быть, как правило, выше уровня площадки, где расположены автомобили на 1,1 – 1,2 м и иметь прямоугольную форму. Ширина платформы должна быть 4,0 – 4,5 м. Так как проектируемый гастроном является встроенным в жилое здание, разгрузочное место имеет смысл расположить с торца дома, в соответствии со СНиП 2.08.01 – 85.

Расположение разгрузочного места наглядно изображено на схеме 2 приложения к курсовой работе. Наглядный пример разгрузочной платформы представлен на рисунке 4 приложения.