Площадь под оборудование, исходя из данных приведённых в главе 5 настоящей курсовой работы, составляет 57,6 м2 или около 30% от площади торгового зала гастронома. Это вполне соответствует заявленным в таблице 1 стандартам и современным требованиям розничной торговли.
Остальная площадь теоретически будет приходиться на зону проходов для покупателей. Она составит, принимая во внимание все вышеописанные расчёты, около 68% торгового зала или 136 м2. Это значение не является завышенным, как может показаться на первый взгляд. Причин тому несколько:
· проектируемый гастроном имеет городское значение, то есть располагается в исторически-значимой части Комсомольска-на-Амуре, характеризующейся высоким показателем уровня посещаемости и, следовательно, большим покупательским потоком;
· необходимость периодической установки промо-мест для проходящих в нашем городе рекламных акций с целью стимулирования продаж отдельных групп товара;
· потребность в площади для установки внутримагазинной рекламы;
· возможная необходимость в оснащении дополнительным торговым оборудованием ввиду постоянных изменений в практике розничной торговли.
Таким образом, принимая во внимание произведённые расчёты, таблица 1 примет следующий вид:
Таблица 2 – Распределение площади торгового зала по функциональным зонам
Функциональная зона |
Процент от площади торгового зала, % |
Значение, м2 |
Площадь под оборудование |
28,8 |
57,6 |
Площадь под узлами расчётов |
1,8 |
3,6 |
Площадь для проходов покупателей |
69,4 |
138 |
Итого |
100 |
200 |
5. Расчёт потребностей в торгово-технологическом оборудовании торгового зала
Торговое оборудование создаёт стены, улицы и площади «торгового города». Поэтому необходимо определиться с размером площади, занятой оборудованием. Для этого следует рассчитать коэффициент установочной площади – отношений площади, занятой торгово-технологическим оборудованием, к общей площади торгового зала. Оптимальная величина этого коэффициента находится в интервале от 0,25 до 0, 35. Значительное отклонение в большую сторону говорит об избытке оборудования в торговом зале, что может привести к ряду негативных последствий. Это, прежде всего, уменьшение прибыльности магазина и его конкурентных преимуществ из-за высоких эксплуатационных затрат. Например, применение неглубоких стеллажей позволяет разместить больше оборудования и увеличить погонную длину выкладки. Но меньшая ёмкость полок делает необходимым более частое пополнение запаса в зале, из-за этого повышаются требования к персонала, что связано с дополнительными затратами. На практике коэффициент установочной площади служит больше для проверки. Он чаще подсчитывается, когда есть сомнения в перегруженности торговым оборудованием – тесные проходы, отсутствие полноценной входной и прикассовой зон, невозможность организации промо-мест или дополнительных точек продажи. Для планировки гастронома с площадью 200 кв. метров расчёт данного показателя особенно важен ввиду ограниченности пространства.
Важным этапом планировки торгового зала является выбор размещаемого в нём торгово-технологическом оборудования. При этом я руководствовалась информацией, представленной в Интернет-каталогах торгового оборудования (demostend. ru, trade-design. ru, vestor. ru, posmarket. ru, zaprilavkom. ru, kkm. su). Контрольно-кассовое оборудование, наиболее подходящее по ценовым и качественным характеристикам, представлено, на мой взгляд, на сайте kkm. su. Мной был выбран кассовый бокс MINI, предназначенный для небольших магазинов самообслуживания площадью до 300 кв.м. Бокс не оборудован транспортером и изготавливается в нескольких вариантах. Небольшие размеры бокса позволяют компактно устанавливать места кассира в прикассовой зоне гастронома. Цена бокса – 16272 рубля, что в среднем на 1500 – 2000 рублей дешевле аналогичного оборудования, представленного на других сайтах. В соответствии с существующими стандартами (1 кассовый аппарат на каждые 100 квадратных метров торговой площади), проектируемому магазину необходимо два кассовых бокса. Помимо кассового бокса на сайте kkm. su. было выбрано некоторое прикассовое оборудование: так называемая «сумочная» и калитка «проход-флажок». Шкафы "сумочные" используются в продовольственных и непродовольственных магазинах и предназначены для хранения сумок и пакетов покупателей. Возможны варианты изготовления из ДСП и металла, дверцы шкафов для хранения сумок закрываются на ключ. Выбранный шкаф имеет 8 ячеек и изготовлен из металла. Для проектируемого магазина необходимо 3 таких шкафа. Цена «сумочной» - 5860 рублей, что примерно совпадает с ценами на подобный товар, заявленными на аналогичных сайтах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.