Кристаллизация этнической идентичности в процессе массовых этнофобий в Российской империи (2-ая половина XIX века), страница 7

Существенной корректировке в условиях подъема русского национализма подвергалась и система общенациональной (т. е. имперской) идентичности. В ней все явственней просматривалась этническая составляющая. Это происходило на фоне очевидного усиления национально-государственного компонента российской политической культуры (36). Традиционно надэтническая, имперская политика начала планомерно дрейфовать в сторону «этнизации» своих институтов.

Открывшаяся весной 1867 г. Всероссийская этнографическая выставка из первоначально планировавшегося сугубо научно-популяризаторского мероприятия превратилась в пропагандистское событие для решения вопроса о русской идентификации империи. Организаторы выставки оказались перед идеологической необходимостью акцентировать внимание на том, что, по мнению американского исследователя Н. Найта, было для этнических русских самым главным — их первенство в Империи. Найт считает, что Империя в гораздо большей степени определяла сущность русскости, чем русскость — Империю (37).

К началу 1880-х гг., когда западные и юго-западные губернии империи после убийства народовольцами Александра II (1. марта 1881. г.) захлестнули погромы еврейского населения, процесс этнической самоидентификации русских значительно продвинулся в сравнении с предыдущим двадцатилетием. Это происходило в большой степени благодаря модернизационным процессам в сфере экономики, науки, финансов, судебной системы, массовых коммуникаций, транспорта и, прежде всего, народного образования и просвещения, как институтов ретрансляции духовной культуры. Все возраставшая роль средств массовой информации проявлялась в тиражировании единообразных норм массового поведения и межличностных отношений, в создании стереотипических образов этнонационального характера. Однако непреодолимый разрыв между высшими и низшими слоями русского обще15

ства, который не только не сократился, принимая во внимание предпринятые усилиями реформаторов преобразования, но даже и увеличился, с очевидностью указывал на невозможность полной реализации общерусской идентичности. Слишком разительный контраст являли собой автостереотипы, да и поведенческие императивы двух неравноценных (количественно) групп русского населения империи.

Еврейские погромы 1881–1883 гг. — наиболее грандиозное по масштабам массовое проявление этнофобии в российской истории. Антисемитизм издавна существовал в империи в самых разных ипостасях: в относительно спокойные, благополучные времена он тлел в латентной форме, переходя в вегетирующую фазу в периоды смут и социальных кризисов. Он постоянно подпитывался множеством порочащих евреев мифов и легенд.

Погромы в России многократно случались и прежде. Они, можно сказать, были «привычным» явлением локального характера. Однако в 1881. г.

произошло нечто новое: впервые (за всю историю российского антисемитизма) юдофобская истерия поразила практически весь народ (по крайней мере, на огромной и густонаселенной территории западных и юго-западных губерний государства). Основными участниками погромов были не только крестьяне, но и большое число рабочих, занятых в железнодорожном ведомстве, городские низы, поденщики. Со столь мощным проявлением юдофобии империя ещё не сталкивалась…

Пик погромов пришелся на весенне-летние месяцы 1881. г., когда повсеместно распространились слухи о виновности евреев в гибели монарха.

Активную юдофобскую кампанию развернула пресса: вновь, преимущественно, газеты правого, националистического толка. Они публиковали зловещие статьи о ритуальных убийствах евреями христианских детей, внушали читателю мысль об «экономическом засилье» евреев и спаивании ими русского народа.

Массовое подстрекательство и призывы к погромам разворачивались под лозунгом «бить евреев, убивших нашего царя». К этому примешивался

16

мощный социальный компонент. Разносчики слухов информировали население о сделанном будто бы «распоряжении резать жидов и панов и отбирать землю» (38). В результате, чудовищная народная стихия разошлась в полную силу, громя и круша все на своем пути…

Погромная волна резко активизировалась вновь после суда над народовольцами, когда Гесю Гельфман (рядовой член террористической организации, хозяйка конспиративной квартиры в Санкт-Петербурге, где готовилось покушение на Александра П), помиловали из-за её беременности, ограничившись лишь ссылкой (в отличие от остальных, получивших куда более суровое наказание). Снисхождение, проявленное судебными органами в отношении народоволки-еврейки, вызвало новые протесты и разожгло ещё большую ненависть к евреям (39).