Кристаллизация этнической идентичности в процессе массовых этнофобий в Российской империи (2-ая половина XIX века), страница 10

Сочетание в одном народе имперской идентичности, диктовавшей признание всех народов «своими» и русской православной идентичности, отторгавшей конфессионально нетождественные народы, как «чуждые», порождало болезненное двойственное самоощущение, осознание «своего и чужого» в одном организме, чрезвычайно противоречивого единства. Такая дихотомия, постоянно присутствовавшая в русском национальном сознании, обусловливала хронический кризис его самоидентификации.

21

В многосложном и длительном процессе кристаллизации этнической идентичности русских этнофобии — всего лишь один из феноменов негативного порядка, хотя и внесший немалую «лепту» в этот процесс. В силу многих разнородных причин, в том числе, из-за культурных дистанций между различными географическими и социальными группами русских, сложности определения т. н. ethnic boundaries, их этническая идентичность во второй половине XIX в. продолжала оставаться категорией аморфной и неопределенной.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. Т.2. — М., 1989. С.244.

2. Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. — М., 1997.

С.179.

3. Панарин С. А. Восток глазами русских //Россия и Восток. Проблемы взаимодействия. Часть I. — М.,

1993. С. 64.

4 Гудков Л. Антисемитизм в постсоветской России //Нетерпимость в России: старые и новые фобии.

— М., 1999. С.64.

5. Козер Л. Основы конфликтологии. — СПб., 1999 С.32, 162, 163.

6. Забелин И. Е. Современные взгляды и направления в русской истории //История и историки. Москва. Наука. 1995. С.422.

7. Там же — С. 424.

8. Хоскинг Д. Россия: народ и империя. — Смоленск, 2000. С.345.

9. См.: Каппелер А. Национальные движения и национальная политика в Российской империи: опыт систематизации (XIX —1917 год) //Россия в ХХ веке. Проблемы национальных отношений. — М., 1999.

С.101.

10. Майорова О. Славянский съезд 1867 года: метафорика торжества //Новое литературное обозрение.

— М., 2001. № 51. С.89–110.

11. Каппелер А. Россия — многонациональная империя… С.157.

12 ГАРФ. Ф.109. 13-я экспедиция. Д.39. Л.43.

13 См. подробнее: Белова О. «Лях-девятьденник» и «москаль-людоед» (представления этнических соседей друг о друге) //Поляки и русские в глазах друг друга. — М., 2000. С.227.

14 РГВИА. Ф.484. Оп.1. Д.49. Л.33.

15 Там же. Д.46. Л.108; Д.54. Л.40; еtc.

16 ГАРФ. Ф.109. Оп.223. Д.30. Л.130–130. об.

17 Там же. Д.31. Л.125.

22

18 Там же. Д.30. Л.234 об.

19 Там же. Л.235–267.

20. Там же. Д.31. Л.70.

21. Там же. Д.30. Л.78–78 об.

22. Там же. Л.78 об.

23. Там же. Д.31. Л.103 об.

24. Там же. Д.30. Л.53.

25. Там же. Л.53 об.

26. Там же. Л.54.

27. Там же. Д.31. Л.124 об.–125.

28. Цит. по: Горизонтов Л. Е. Парадоксы имперской политики: поляки в России и русские в Польше.

— М., 1999. С.257.

29. ГАРФ. Ф.109. Оп.223. Д.29. Л.37–38.

30. Там же. Д.30. Л.45.

31. Там же. Л.51.

32. Там же. Л.51. об.

33. Там же. Л.52.

34. Geyer D. Russian Imperializm. The Interaction of Domestic and Foreign Policy. 1860–1914. — Leamington

Spa – Hamburg – New York, P.53–54.

35. Вишневский А. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. — М.: О.Г.И., 1998. С.302,

306–307, 314.

36. Каспэ С. Империя и модернизация. Общая модель и российская специфика. — М.: Росспэн, 2001.

С.137.

37. Найт Н. Империя напоказ. Всероссийская этнографическая выставка 1867 г. //Новое литературное обозрение. — М., 2001. № 51. С.111–131.

38. Материалы для истории антиеврейских погромов в России. Т. П. Восьмидесятые годы (15 апреля

1881 — 29 февраля 1882 г.) (под ред. Г. Я. Красного-Адмони). — Пг-М., 1923. С.426 (далее: Материалы для истории антиеврейских погромов…).

39 ГАРФ. Ф. 102. Оп.

40. Материалы для истории антиеврейских погромов… С.425.

41. Там же.

42 ГАРФ. Ф.102. Оп.38. Д.679(П). Л.555.

43 Материалы для истории антиеврейских погромов… С.146.

44 Там же. С.307.

45 См. Рыбаков С. Е. Нация и национализм. — М.: Старый сад, 2001. С.55–56.