Очерк истории взаимоотношений Семинарии и детского дома, страница 9

При подготовке к урокам лучше ориентироваться на методики обучения слепо-глухих, глухих или слепых детей, по которым эти дети обучаются по другим предметам, иначе можно для них поставить невыполнимую задачу. Логическое мышление у них очень слабо развито. Поэтому нам кажется более эффективным давать им то, что они могут усвоить и так, как способны. Приведу пример. Проводя урок с группой детей 10-11 лет на тему «Бог - самый сильный и добрый, Он всё может сделать», я пробовал провести простое логическое упражнение. Мы записали и даже проговорили, что Бог всё сделал: землю, траву, небо, солнышко, цветы, птиц, животных. Всё сделал Бог. Бог сильный. Чтобы показать разницу между тем, что может сделать человек, а что  - Бог, я показал на поделку гриба, сделанную из пластилина и спросил малыша, автора этой поделки:

— Кто сделал?

— Я, — отвечал он. Спрашиваю:

— Можно кушать?

— Нет.

— А в лесу грибы растут, их можно кушать?

Он показывает альбом. В нем нарисован ядовитый гриб и съедобный. Показывает мне на хороший и объясняет, что этот можно, а этот нельзя. Я прошу ещё раз прочитать текст: Бог сделал цветы, грибы, ягоды, птиц, животных, и спрашиваю:

— Кто сделал грибы в лесу? — Он показывает на съедобный и не съедобный гриб. Повторяю вопрос в сравнении:

— Пластилиновый гриб кто сделал?

— Я.

— А в лесу гриб кто сделал, ты?

— Нет.

— А кто сделал? Посмотри в текст, — но он так и не сумел ответить.

По этому диалогу стало понятно, что им ещё рано давать тексты, которые не связаны с их жизнью. Усвоение новых слов и действий проходит для зрячих с помощью рисунков-словарей. Каждое слово дитя должно зарисовать, написать название и потом с помощью рисунков научиться различать эти слова друг от друга. Можно часто проводить упражнения по различению слов, предлагать рисунки и выбирать к ним правильное название, наоборот, по названию предложить самостоятельно сделать рисунок. Потом можно ввести простые предложения с использованием выученных слов. Если это действия, то их лучше показать и сделать. Например: «мальчик крестится» - надо показать, как мальчик крестится, несколько раз попросить самого ученика покреститься и обратить внимание на то, как это действие называется. Позже можно предложить текст, для которого надо сделать рисунки. Ну а самое заключительное - это, чтобы по рисункам ученики научились составлять текст, используя знакомую лексику. Очень полезно, находясь в храме, провести наглядный урок, показывая те предметы и понятия, которые были пройдены на уроках, в их настоящем виде.

Вот, примерно, чем мы сейчас реально можем заниматься с детьми возраста 9-12 лет. В последствии желательно развивать у этих детей жестовую речь в церковной лексике. Это тоже способствует лучшему усвоению слов и действий. Мы начинаем и заканчиваем каждый урок молитвой. Это важно. К молитве надо привыкнуть, сделать её потребностью и самым нормальным явлением (тогда как сейчас нормально, к сожалению, обратное). Молиться сложными словами им трудно. Нам кажется, что лучше оставлять совсем краткие молитвы: «Господи помилуй!», «Пресвятая Богородица помогай нам!», «Ангел-хранитель помоги!»

Чтобы сознание хоть чуточку участвовало в молитве, мы ввели перед уроком молитву: «Господи, помоги хорошо учиться! Господи, помоги все знать! Господи, помоги не шалить! Господи, помоги всех любить! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Таким образом, урок у нас включает в себя молитву, самостоятельную работу (различение слов, правильный подбор названий к рисункам и наоборот), новые слова и предложения, которые записываются и зарисовываются в тетради, и потом проверяется их понимание по карточкам и рисункам, и, наконец, ведение словаря.

Самое главное, чтобы ребёнок участвовал в уроке: рисовал ли, думал, писал, только бы не скучал. Это бывает трудно, потому что часто необходимо общаться индивидуально с каждым. А другой в это время остаётся без внимания, надо тогда дать ему хотя бы задание.