Очерк истории взаимоотношений Семинарии и детского дома, страница 8

Очень хочется, чтобы Церковь вошла в их жизнь. У нас есть часовня. В ней висят иконы, стоят подсвечники, аналой, есть магазин, где продаются иконы, книги и свечи - всё как полагается. Дети сами следят за свечами, сами зажигают лампады, по возможности алтарничают, т.е. участвуют в богослужебной жизни. Нам представляется это важным. Это практическое применение знаний, им уже легче будем понять многие термины и порядки в Церкви. Наконец, это их приближает к Богу, они активно участвуют в службе, где всякое действие благодатно и божественно.

Следующим видом деятельности в детском доме являются праздники. Праздники для ребёнка - это нечто особенное. Здесь умещается и урок, и удовольствие, и игра и труд.

Праздникам в детском доме уделяют особое внимание. Праздников много, и дети в них активно участвуют. Мы, в конце концов, поняли, что и для нашей работы эта форма наиболее удобна. Был проведён ряд праздников: Рождества Христова, Пасхи и преподобного Сергия Радонежского. Праздник начинается с молебна, чтобы дети запомнили, что это не простой праздник, а церковный. Со свечами в руках мы обычно в конце молебна совершаем крестный ход с песнопениями (поём обязательно, если уши не слышат, то сердце обязательно слышит, а в большинстве случаев у них сохраняется остаточный слух, позволяющий ощущать звуки, и это им очень приятно). Кроме того, есть несколько хорошо слышащих детей, и, есть воспитатели). После молебна начинается спектакль. Это самое главное действие в празднике. И оно требует больше всего сил и труда. Спектакль играют сами глухонемые дети на языке жестов. Они играют для своих же детей. В детском доме есть замечательные хореографы, они поставили уже не один спектакль. Они учат детей танцевать, правильно двигаться на сцене в ритме музыки, для детей это конечно не просто, но интересно.

Мы ставим спектакли на тему праздника. Поэтому получается в спектакле целый урок на тему. Сцены и действия показываются так, чтобы было понятно и маленьким, а форма сказки, да ещё на сцене и в костюмах делает рассказ понятным и увлекательным. Для того чтобы спектакль смотрелся более сознательно, должна проводиться подготовительная работа. Необходимо составить книжку с адаптированным к восприятию детей каждого уровня текстом и рисунками к тексту. Этот текст должен быть проработан в группах. И тогда при просмотре спектакля дети будут узнавать то, что проходили по книжке и сравнивать. В этом случае можно более надеяться на то, что в их умах и сердцах что-то запечатлеется и отложится.

Для детей-артистов, конечно, легче усвоить смысл спектакля. Они, играя, уже учатся, и сознательно изображают сцены жизни святого или евангельское событие. Есть надежда, что это отложится в их памяти. Дети - существа непосредственные. Они играют всегда блестяще, несмотря ни на какие промахи. И смотреть на них без умиления нельзя. А для нас важно, что в их души будут заложены впечатления о христианском празднике, в их жизнь войдут новые слова, представления, Церковь станет им ещё чуть ближе, роднее. И потом они будут узнавать уже то, с чем познакомились, будут ждать нового праздника. А если за детьми и взрослые станут привыкать к христианской жизни. Разве это не чудесно?

Наконец, третьим видом деятельности в детском доме являются занятия по Божиему Закону в группах. Здесь у нас почти нет опыта. Только второй год мы занимаемся с детьми в форме уроков. У нас нет специальной программы. И в основном всё приходится делать методом проб и ошибок, которых было и есть предостаточно. Но опять с удивлением я порой замечаю, что Господь всё равно отчасти покрывает наши немощи своей благодатию и, несмотря на педагогическую неопытность, помогает хоть чуть-чуть дать детям нечто полезное.

Но мы так и не сумели найти контакт со старшими детьми, не сумели заинтересовать ни уроком, ни рассказом о Церкви, ни участием в Церковных Таинствах. Кроме поездки в Дивеево, пожалуй, ничего так и не привлекло их к Церкви. Но в этом не их, а наша вина. Не хватает опыта, любви, терпения и времени.

Со средними группами несравненно легче работать. Это ещё доверчивые малыши, льнущие ко всем, кто к ним приходит. У них мало ещё силёнок к познанию, но много добродушия. С ними находишь утешение даже в неудачах. Им пока важно давать упражнения и уроки по духовной лексике.