Очерк истории взаимоотношений Семинарии и детского дома, страница 4

Всякая жизнь в руках Божиих. Но и в наших руках тоже. Бог - Преобразователь, а мы свободные помощники, которых Он Сам избрал. Он вложил в наши души разные таланты: одному - талант учителя, другому - врача, третьему - проповедника. Умножая свои талантики, мы становимся помощниками Бога и своим скромным трудом содействуем Ему в преображении каждой человеческой личности.

Если мы врачи, то облегчаем телесные страдания людей, несём утешение, возвращаем бодрость и надежду и своим добросовестным трудом, любовию к больным и участием, помогаем им через нас увидеть Божию заботу, познать любовь Бога к человеку через сострадание и любовь друг к другу.

Если  мы учителя, то мы даём людям полезные знания так, чтобы эти знания помогли им прийти к Богу, познать Бога, укрепиться с помощью знаний в вере и добрых делах, стать полезными членами общества. Другие будут помогать ближним словом и писаниями, иные - сердечною молитвою за мир. Так каждый преумножает свой талант.

Думается, что талант воспитателя есть в каждой душе, ибо, во-первых, это способность человека, как высшего творения и образа Божия, во-вторых, любому человеку присуще быть отцом, и значит иметь детей и воспитывать их. Поэтому нам надлежит помогать Богу в воспитании любых детей.

Я видел, как малыши в нашем детском доме реагируют на ласку, как приучаются воспринимать слово, обращённое к ним. Способность учиться, узнавать и запоминать у них иногда затрудняется нарушениями умственной деятельности. Но их всё равно учат, упорно помогают трудиться, призывают каждое их чувство к развитию, каждый проблеск сознания к закреплению. И почему-то кажется, что нет ничего невозможного для любящего сердца.

Ч А С Т Ь     В Т О Р А Я .

Приступая к описанию нашей работы в детском доме слепо-глухих, необходимо отметить следующие особенности. Во-первых, это именно детский дом. а не школа, не детский сад и не гимназия. Здесь дети живут большую часть времени, здесь они воспитываются. Поэтому у них иная атмосфера, они составляют одну большую семью. Следовательно, особое отношение должно быть к воспитательному процессу.

Во-вторых, здесь нет классов. Все дети разбиты на группы по 4-5 человек в зависимости от сенсорных, психических, интеллектуальных и физических особенностей детей. Но и внутри самой группы уровень развития может дифференцироваться и весьма ощутимо. В принципе все дети требуют индивидуального, а не группового подхода к обучению. Но при обучении по группам есть свой положительный момент - это постоянное общение между собой детей, осознание себя частью коллектива. У всех присутствует определённая степень задержки умственного развития.

Необходимо учесть ещё крайне ограниченный словарный запас и чрезвычайно тяжёлое восприятие любых абстрактных понятий, не связанных с их кругом интересов. То есть то, что они не могут увидеть, потрогать, понюхать, воспринимается ими очень нелегко. В таких условиях нем смысла ожидать большого результата от урочно-классовой системы занятий. Обучение может быть процессом длительным, растянутым на годы. В основе его должна быть положена практическая деятельность.

Но какими практическими упражнениями можно закрепить такие понятия как: Бог, душа, ангел, молитва? Можно научить детей креститься, целовать иконы, называть правильно предметы церковного обихода и свои действия в храме. Но вот переход от действий к пониманию их смысла представляется очень сложным. Те дети, с которыми мы начали работать, ещё не выросли. Они пока на детсадовском или ясельном уровне развития, и только через несколько лет можно будет увидеть, возможно ли с помощью неосознанных действий: произнесения молитв вслед за учителем, стояния на службах в храме, подражания действиям молящихся, участия в службах в качестве помогающих и усвоения духовной лексики обрести сознательное отношение к Богу, как живому Существу, со всеми Его свойствами, то есть обрести веру.

Думается, что это в основном зависит от Божией благодати. Но ведь эту благодать необходимо иметь способность принять, не отказаться от неё. А для этого необходимо хоть слабое, хоть почти бессознательное движение воли и чувств к Богу.