Процесс обучения слепо-глухих детей осуществляется по специальной программе с использованием разных методик и приёмов работы. Этот процесс происходит медленно, поэтому и срок обучения здесь значительно длиннее. Для групп возраста от 8 до 12 лет с познания лексического значения слова. Для видящих детей новые слова закрепляются с помощью рисунков, а для слепых - с помощью натуральных предметов, вылепленных из пластилина и затем рельефных изображений. На начальных этапах обучения педагоги используют следующие приёмы по ознакомлению с названием предмета: показ предмета, действие с предметом, жестовое обозначение предмета, соотношение предмета с картинкой, соотношение предмета с письменной табличкой. Далее вводятся простые предложения с выученными словами. Сначала вводится двусоставное предложение: подлежащее - сказуемое. По мере обучения предложения расширяются определением или обстоятельством. Труднее всего для глухих детей правильно построить предложение, определить нужный предлог и окончание, поставить глагол в нужное время. Поэтому каждая фраза драматизируется педагогом в игровой ситуации и объясняется жестами. Надо обращать внимание на отличие, когда употребляется один предлог, когда другой. Будем учитывать ещё, что у наших детей память развита хуже, чем у обычных детей. Поэтому должен быть постоянный тренинг, использование новых слов в беседе, ведение словарей по каждому виду деятельности, ведение дневников. У глухих детей с остатками зрения лучше развита зрительная память, чем словесная. Поэтому на уроках педагоги предлагают детям разнообразный наглядный материал.
В детском доме слепо-глухих можно выделить три основных направления, в которых ведётся работа по формированию у детей религиозно-нравственных представлений, говоря другими словами, ведутся три вида деятельности по православному воспитанию детей.
Первый и основной вид включает в себя участие детей в еженедельных молебнах, которые служит священник в часовне детского дома. Их участие при этом не совсем пассивное. Они обязательно на выданные монетки покупают и ставят свечки, крестятся и целуют иконы, крест. Батюшка кропит их святой водой. Поэтому, несмотря на отсутствие слуха, а у некоторых и зрения, мы стараемся, чтобы их чувства не дремали, но отзывались как-нибудь на происходящее. Немаловажный момент состоит в том, что с ними стоят и их воспитатели, их вторые мамы, которые проводят с ними большую часть времени, и от которых во многом зависят их привычки, вкусы и увлечения. Может быть, через этих детей и ради этих детей нецерковные воспитатели придут к вере, придут в Церковь, а это так важно.
Мы ежемесячно стараемся водить часть наиболее физически крепких и развитых детей в Церковь на Причастие. Этот поход в Церковь всегда полон впечатлений. Новые предметы, новые лица, новая обстановка, необычная, как и всё необычно в православном храме. Для младших и средних детей такие путешествия всегда большая радость, хотя и требует немало сил. А вот для старших детей от 16 до 25 лет, конечно не всегда интересно подобное мероприятие. У них уже установились свои интересы, есть тяга к тому, что им приятно, есть равнодушие к стоянию в храме, потому что нет у них отношения к Богу и соответствующих чувств, разумеется, тоже нет. Стоять лень, молиться непонятно и неинтересно. Эта не только их проблема. Эта проблема целого поколения, обезбоженного и ориентированного на западный образ жизни. У наиболее образованных и развитых юношей и девушек детского дома иногда можно заметить чисто эстетическое отношение к Церкви. Между походом в храм и экскурсией в музей для них видимо не будет существенной разницы. И литературное произведение может стоять в одном ранге с Евангелием. Хотя они могут и проявлять интерес к вопросам Библейским, но опять как к чему-то отвлечённому, не касающемуся тесно их жизни. Как изменить это отношение? Мы будем рады доброму совету. Но пока сами не нашли ответа на этот вопрос.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.