Очерк истории взаимоотношений Семинарии и детского дома, страница 6

Процесс обучения слепо-глухих детей осуществляется по специальной программе с использованием разных методик и приёмов работы. Этот процесс происходит медленно, поэтому и срок обучения здесь значительно длиннее. Для групп возраста от 8 до 12 лет с познания лексического значения слова. Для видящих детей новые слова закрепляются с помощью рисунков, а для слепых - с помощью натуральных предметов, вылепленных из пластилина и затем рельефных изображений. На начальных этапах обучения педагоги используют следующие приёмы по ознакомлению с названием предмета: показ предмета, действие с предметом, жестовое обозначение предмета, соотношение предмета с картинкой, соотношение предмета с письменной табличкой. Далее вводятся простые предложения с выученными словами. Сначала вводится двусоставное предложение: подлежащее - сказуемое. По мере обучения предложения расширяются определением или обстоятельством. Труднее всего для глухих детей правильно построить предложение, определить нужный предлог и окончание, поставить глагол в нужное время. Поэтому каждая фраза драматизируется педагогом в игровой ситуации и объясняется жестами. Надо обращать внимание на отличие, когда употребляется один предлог, когда другой. Будем учитывать ещё, что у наших детей память развита хуже, чем у обычных детей. Поэтому должен быть постоянный тренинг, использование новых слов в беседе, ведение словарей по каждому виду деятельности, ведение дневников. У глухих детей с остатками зрения лучше развита зрительная память, чем словесная. Поэтому на уроках педагоги предлагают детям разнообразный наглядный материал.

В детском доме слепо-глухих можно выделить три основных направления, в которых ведётся работа по формированию у детей религиозно-нравственных представлений, говоря другими словами, ведутся три вида деятельности по православному воспитанию детей.

Первый и основной вид включает в себя участие детей в еженедельных молебнах, которые служит священник в часовне детского дома. Их участие при этом не совсем пассивное. Они обязательно на выданные монетки покупают и ставят свечки, крестятся и целуют иконы, крест. Батюшка кропит их святой водой. Поэтому, несмотря на отсутствие слуха, а у некоторых и зрения, мы стараемся, чтобы их чувства не дремали, но отзывались как-нибудь на происходящее. Немаловажный момент состоит в том, что с ними стоят и их воспитатели, их вторые мамы, которые проводят с ними большую часть времени, и от которых во многом зависят их привычки, вкусы и увлечения. Может быть, через этих детей и ради этих детей нецерковные воспитатели придут к вере, придут в Церковь, а это так важно.

Мы ежемесячно стараемся водить часть наиболее физически крепких и развитых детей в Церковь на Причастие. Этот поход в Церковь всегда полон впечатлений. Новые предметы, новые лица, новая обстановка, необычная, как и всё необычно в православном храме. Для младших и средних детей такие путешествия всегда большая радость, хотя и требует немало сил. А вот для старших детей от 16 до 25 лет, конечно не всегда интересно подобное мероприятие. У них уже установились свои интересы, есть тяга к тому, что им приятно, есть равнодушие к стоянию в храме, потому что нет у них отношения к Богу и соответствующих чувств, разумеется, тоже нет. Стоять лень, молиться непонятно и неинтересно. Эта не только их проблема. Эта проблема целого поколения, обезбоженного и ориентированного на западный образ жизни. У наиболее образованных и развитых юношей и девушек детского дома иногда можно заметить чисто эстетическое отношение к Церкви. Между походом в храм  и экскурсией в музей для них видимо не будет существенной разницы. И литературное произведение может стоять в одном ранге с Евангелием. Хотя они могут и проявлять интерес к вопросам Библейским, но опять как к чему-то отвлечённому, не касающемуся тесно их жизни. Как изменить это отношение? Мы будем рады доброму совету. Но пока сами не нашли ответа на этот вопрос.