Очерк истории взаимоотношений Семинарии и детского дома, страница 10

Несколько иная специфика работы со слепыми детьми. Их представления формируются не так, как у зрячих. Для них очень важно иметь образ предмета в руках. Поэтому незаменимым пособием для них являются модели церкви, церковных предметов, куклы героев рассказа, который мы хотим рассказать. Иначе, если слова и запомнятся, то будут непонятны. Для слепых слышащих детей можно на уроке читать вслух рассказы. Урок мы с ними начинаем с пения молитвы, слышащие дети хорошо говорят и поют. Потом я им рассказываю историю, а они слушают. Далее я задаю вопросы так, чтобы им можно было легко догадаться об ответе, и заодно проверяю, как они слушали. Чаще всего они у меня невнимательно слушают. Приходится не один и не два урока повторять одно и тоже. Не хватает моделей, и это тоже очень затрудняет работу. Чтобы объяснить, кто такой воин, нельзя обойтись без фигуры солдата. И царя им иначе, как через фигуру человека с короной на голове и на троне не объяснить. К сожалению, это редко получается.

К примеру, я рассказываю о рождении Спасителя. Божия Матерь пришла в город. В городе было много людей, и Божией Матери не нашлось места, где спать, не было дома, не было кровати. Божия Матерь пошла в поле. В поле была пещера (здесь обязательно нужна модель пещеры-вертепа, потому что потом будет вопрос, а что такое пещера). В пещере жили звери - овечки. Им было холодно ночью в поле, и они грелись в пещере. Божия Матерь пришла в пещеру, и у неё родился мальчик, Иисус Христос - Спаситель мира. Он добрый. Это наш Бог. Мы Ему молимся. Помните, как мы поём Иисусу Христу в Церкви? Господи помилуй!

Для маленьких детей очень важно часто показывать отношение к чему-либо: это хорошо, как радостно, мы любим Господа, звери обрадовались. Эти слова, сказанные с чувством, передаются ребёнку быстро. И ему тоже радостно, что родился Спаситель, и он легко и с удовольствием подхватит: «Господи помилуй!»

Вообще интонация голоса в беседе со слепыми - это крайне важное средство. Она дорисовывает в душе ребёнка образы, которые рождает слово. Поэтому, если крик, раздражительность, резкий голос и для здорового ребёнка вреден, то для слепого он в значительной степени вреден. Хорошо с ними петь во время рассказа. Например: пастушки увидели ангелов. Ангелы сказали: Радуйтесь! Сегодня в пещерке родился Христос, Спаситель мира» и запели. Что они запели? Давайте вместе с ангелами споём: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!». Нам думается, что такое течение рассказа более проникает в душу ребёнка.

Для маленьких слепых детей ещё трудно пальчиками «смотреть» рельефные иконы, но для более взрослых это один из способов познания. Их пальцы очень чутко различают линии, и для них можно провести урок с иконой «Рождества   Христова», рассказывая по изображениям на иконе евангельскую историю. И обязательно надо делать с ними макеты, аппликации, строить храмы, располагать в храмах иконы, подсвечники, тогда их представления будут формироваться более осязательно и верно.

Продумывая рассказ для слепых детей, надо заранее определить слова, которые могут быть им неизвестны и попробовать их объяснить и показать. Но лучше таких слов допускать в рассказе немного. Хотя ничего страшного не произойдёт. Просто к этому рассказу надо будет возвращаться не один раз. По рассказам и моделям мы планируем заниматься в этом году со слепыми детишками, включая, конечно, участие их в молебнах, праздниках и походах в Церковь на Причастие.

Вот таким образом строится в настоящее время наша работа в детском доме слепо-глухих. Такая работа оказалась возможной только благодаря очень приветливому отношению к нам и содействию руководства детского дома. Мы им очень благодарны за их доверие к нашим не всегда удачным попыткам помочь детям получить духовное воспитание. Они нисходят к нашей неопытности и помогают разобраться в психологии детей и в методике работы с ними. И за это мы приносим руководству детского дома и всем воспитателям глубокую благодарность.

Нам думается, что только в таком содружестве между Церковью и воспитателями возможно дать детям полноценное и духовное воспитание.

Наша жизнь - это путь к Богу. Но этот путь лежит лишь через Церковь. И когда мы, взяв за руки детей, входим в Церковную ограду, мы обретаем силы уберечь детей от любой беды, мы имеем надежду сохранить детей от растления, мы находим источник истинного утешения в том, что Бог - Отец наш небесный принял нас в свой дом и любовно заботится о каждом из нас и о наших детях, которым мы посвятили жизнь и за которых помилует нас Господь.