Очерк истории взаимоотношений Семинарии и детского дома, страница 5

Труд со слепо-глухими детьми очень сложен для педагога именно вследствие почти полного отсутствия результата в течение долгого времени. Но хоть маленький, этот результат есть, изменения происходят. Кто понимает, насколько трудно таким детям даётся познание, те очень многое увидят и заметят. Те, кто привык общаться с обычными, здоровыми детьми, могут подумать, что работа педагога здесь бессмысленна. Нам приходилось слышать мнение, что таким детям нужен воздух, питание и отдых — больше ничего. Бог и без того их спасёт. Но кто видел слепо-глухих, которые пристрастились к вину, сигаретам, наркотикам, кто эгоистично относится ко всем окружающим, любит праздность, безудержен в лакомствах и азартен в играх, тот поймёт, что и им свойственно соблазняться грехом и привыкать к дурному. А сдерживающее начало у них ещё более слабо, чем у здоровых детей. Ибо им труднее объяснить вред греха. Поэтому религиозное воспитание - этот источник и основание нравственных чувств в человеке - им не менее, а возможно более всех необходимо.

Приведём пример. Один из воспитанников детского дома, Василий И., был очень сложным подростком. Непослушного и задиристого, влекущегося к дурному, никто не мог его изменить. И меры наказания слабо помогали. Однажды он уехал на каникулы в Молдавию. Вернувшись оттуда, он поразил руководство и воспитателей переменой, произошедшей в его характере. Это был теперь очень тихий и спокойный мальчик. И следа не осталось от его былых выходок. Более того, он и других баловников останавливал. Изумлённые воспитатели стали искать причину этого превращения. Он показал им Библию и сказал: «Здесь написано про Бога. Бог живёт там, — он показал на небо, — и всё видит. Если я буду делать плохо, Он меня накажет. Бог везде меня видит»

Что с ним произошло в Молдавии мало кому известно кроме того, что он там познакомился с какими-то верующими людьми и от них узнал о Боге и воспринял это в свое сердце. После этого случая руководство детского дома вполне сознательно и твёрдо стало обращаться в Лавру и МДА, приглашая к себе студентов для духовного общения с детьми. Вот случай, кажущийся может быть исключительным, но, тем не менее, это конкретный факт.

Мы твёрдо убеждены, что слепо-глухим детям нужно религиозное воспитание. Хочется поделиться ещё одним личным ощущением. Работая с детьми, я нахожусь в тайной надежде и ожидании, что рано или поздно должно произойти чудо, и мои дети, сейчас глупенькие и малоспособные к большим успехам, через Причащение, через молебны, окропление святой водой, через их младенческие, беспомощные усилия понять что-то о Боге и Церкви, через их труд с живым и искренним интересом когда-нибудь под действием Божией благодати вдруг преобразятся, станут умными, здоровыми и верными добру. Я жду чуда и верю в возможность этого чуда. В душе моей это ожидание не прекращалось ни одного дня. И оттого хочется связать их жизнь с Церковью, что только в ней они могут получить исцеление. Само пребывание в Церкви, долговременное участие в Церковной жизни меняет человека: укрепляет его дух нахождением в благодатной атмосфере и участием в Таинствах. В это время происходит незримое для нас изменение в душе, сроднение с непонятным, но святым миром. Здесь, в Церкви за них молятся, а они невольно и сами сперва механически, затем с интересом молятся. Так душа начинает привыкать и любить то, чего ещё не понимает, но что действительно хорошо и полезно любить. Так вызываются к жизни чувства и стремления, к которым этих детей считают неспособными, но что на самом деле не так.

Исходя из этого, мы строим всё наше общение с детьми. Больше всего хочется, чтобы Церковь стала частью их жизни. Они как дети малые нуждаются в ней. Но обучение, напряжение умственных сил тоже необходимо.